13:2029 мая 2019 Альфа-банк

Почему обвалились акции «Яндекса», и что будет дальше?

Изменения к проекту федерального закона о госрегулировании деятельности такси-агрегаторов представлены ко второму чтению группой депутатов Госдумы во главе с Евгением Москвичевым, возглавляющим комитет Госдумы по транспорту. В случае одобрения, это сильно повлияет на существующий рынок онлайн-заказа такси и, в частности, «Яндекс.Такси»
Яндекс Купить акции
Новый законопроект предусматривает следующие изменения:
1. Законодательное регулирование количества рабочих часов в неделю для водителей такси с тем, чтобы гарантировать безопасность пассажиров и высокое качество сервиса; 
2. Установка трекеров «Глонасс» на всех автомобилях для мониторинга километража и рабочих часов, ограничения по использованию парка машин сроком не более семи лет; 
3. Ограничения по найму иностранных граждан в качестве водителей такси; 
4. Ограничения по работе в России онлайн агрегаторов по заказу такси с участием иностранного капитала (де факто речь идет о лидерах этого рынка, в том числе «Яндекс.Такси», Uber, Gett, Bolt). 
 
Согласно комментариям авторов законопроекта СМИ, данный документ направлен на приход на рынок большего числа местных агрегаторов (с участием российского капитала), бизнес которых будут регулировать региональные власти во главе с Министерством транспорта и ФАС, разрабатывая единую методологию расчета цены. 
 
По мнению авторов, новая инициатива приведет к снижению цен для пассажиров, так как комиссии онлайн-агрегаторам будут снижены до 2-3% с нынешних 20-30%. По информации, доступной в российских СМИ, обсуждения новых законодательных инициатив с участниками рынка не было. 
 
На «Яндекс.Такси» приходится 20% совокупной выручки «Яндекса» и убыток EBITDA составил 116 млн рублей в I квартале 2019 года. 
 
Наше мнение
 
Данная новость спровоцировала явно негативную реакцию инвесторов на акции «Яндекса» в момент открытия американского рынка, и их цена опустилась на 6% в течение дня. В конце дня они подешевели на 4%. 
 
Мы считаем, что эти опасения рынка не обоснованы, так как вероятность одобрения всех законопроектов Госдумой (в том числе, ограничений по найму на работу водителей, не имеющих российского гражданства, и онлайн агрегаторов с участием иностранного капитала) весьма низкая, учитывая, что это может повлечь сильные изменения всего рынка (меньшее предложение машин и водителей вызовет рост цен). 
 
Мы считаем, что более мягкие инициативы, такие, как ограничения по сверхурочным часам работы для водителей могут быть приняты, что может до некоторой степени сократить предложение самого дешевого рыночного сегмента, но обеспечить безопасность и более высокое качество сервиса. 
 
Старший аналитик Анна Курбатова
Вверх