13:2128 июля 2020 Уралсиб

Как «Русал» переживает санкции и коронакризис

Компания увеличила объем продаж металла в условиях пандемии

Объем производства немного сократился. «Русал» опубликовал вчера производственные результаты за 2 квартал 2020 года. Объем производства первичного алюминия за период сократился на 1,2% год к году до 927 тысч тонн и на 1,4% по отношению к 1 кварталу 2020 года. В целом за первое полугодие 2020 года производство первичного алюминия сохранилось на уровне 1 полугодия 2019 года, составив 1,867 млн тонн. Выпуск глинозема за квартал оказался равным 2,009 млн тонн, не изменившись относительно 1 квартала и превысив соответствующий прошлогодний показатель на 4,7%.

Продажи выросли квартал к кварталу. В то же время объем продаж алюминия в отчетном периоде увеличился на 6,8% квартал к кварталу до 976 тыс. т, но сократился на 9,8% год к году, а доля продукции с добавленной стоимостью уменьшилась до 37% с 46% в 1 квартале 2020 года. В целом за первое полугодие продажи алюминия составили 1,89 млн тонн, что на 4,4% ниже, чем в 1 полугодии 2019 года. Сокращение год к году не следует считать показательным, поскольку в прошлом году компания распродавала запасы, накопившиеся за время действия санкций, введенных США против «Русала» в 2018 году. 

В то же время средняя цена реализации алюминия во 2 квартале 2020 года упала на 16% по сравнению со 2 квартала 2019 года и на 11% относительно 1 квартала 2020 года до $1 654 за тонну. Таким образом, в денежном выражении объем продаж металла во 2 квартале 2020 года будет существенно ниже год к году. Учитывая снижение цен год к году в 1 квартале 2020 год, за полугодие продажи компании будут также хуже прошлогодних. Продажи глинозема третьим сторонам во 2 квартале 2020 года сократились на 6% за квартал, составив 400 тысяч т. 

Перспективы рынка алюминия улучшаются с восстановлением экономики Китая. В 1 квартале 2020 года структура продаж компании заметно изменилась по сравнению с прошлогодней. Поставки в Европу составили 55% от общего объема (год назад – 53%), доля продаж в РФ и СНГ – 22%, что на 2 п.п. больше, чем в 1 квартале 2019 года. Доля же продаж в азиатские страны упала с 22% до 15%, а в Америку – выросла с 5% до 7%. На ситуацию в первом квартале 2020 года существенно повлияла пандемия коронавируса, поскольку в КНР в первом квартале резко сократилась экономическая активность.

Во втором квартале китайская экономика начала восстановление и потребление металлов стало возрастать. В Америке и Европе же в апреле–мае был пик падения экономической активности. Соответственно, изменилась и география поставок «Русала» во втором квартале. В этот период на Европу пришлось 46% поставок, на РФ и СНГ – 20%, на Америку – 6%, а на Азию – 27%. Дальнейшее развитие ситуации на рынке алюминия будет зависеть от темпов восстановления мировой экономики. Макроданные за июнь и июль дают надежду на то, что в третьем и четвертом кварталах экономический рост возобновится, что должно поддержать спрос на базовые металлы. Пока оценки говорят о падении мировой экономики от 5% до 7% в 2020 году. Однако падение в секторах, традиционно потребляющих алюминий (упаковка, строительство, автомобилестроение) может быть более глубоким. В связи с этим в 2020 году мы ждем дальнейшего ухудшения финансового положения компании, которое в 2019 году уже ухудшилось из-за падения цен на алюминий.

Некоторую поддержку финансовому положению компании могут оказать ослабление рубля, поскольку основные затраты «Русал» несет в рублях, а большая часть выручки номинирована в валюте, а также поступление промежуточных дивидендов от «Норникеля», которое, однако, может быть отложено до будущего года из-за аварии в Норильске. 

Вверх