Сбербанк: новая стратегия, что ожидать

Новая стратегия 2023: большие амбиции в нефинансовой сфере Экосистема с фокусом на электронную коммерцию. Вчера топ-менеджмент Сбербанка представил новую трехлетнюю стратегию группы. Банк и раньше подчеркивал свою сфокусированность на развитии экосистемы, но в Стратегии-2023 руководство представило свои цели и ожидания намного более детально. Построение интегрированной экосистемы было названо одной из главных целей, финансовые сервисы должны дополняться нефинансовыми, и для последних предполагаются темпы роста намного выше. Так, CAGR (среднегодовые темпы роста) выручки нефинансовых сервисов в ближайшие три года должны превысить 100% (в 2020 году руководство оценивает рост выручки сегмента в 165%, ранее заявленный уровень в 70 млрд рублей должен быть достигнут).

Кроме того, менеджмент указывает, что клиенты нефинансовых сегментов намного активнее пользуются и финансовыми услугами, повышая их прибыльность. В частности, ключевым должно стать развитие сектора электронной коммерции, в котором, по словам руководства, на горизонте предыдущей стратегии Сбербанк не достиг желаемого результата, теперь же стоит задача войти в тройку лидеров к 2023 году и стать лидером рынка к 2030 году. С учетом предыдущего опыта «Сбер» поменял свой взгляд на партнерство и теперь готов инвестировать только в случае последующей интеграции нового бизнеса в экосистему, также был сделан вывод, что лучше всего группе удаются маркетплейсы. Для создания «бесшовного» клиентского опыта, привлечения и удержания клиентов предполагается организация единого клиентского пространства – в том числе через SberID (где количество пользователей уже превысило 13 млн), подписки, использование ассистентов и умных устройств. Фокус на e-commerce предполагает и большое значение логистических решений, здесь «Сбер» за год нарастил активность в семь раз. Также банк собирается предлагать свою облачную платформу для широкого доступа. Кроме того, важной целью является создание рынка массовых инвестиций, Сбербанк ожидает, что доля инвестиций в сбережениях клиента увеличится с 13% до 23%.

Цель по ROAE – выше 17%. Кроме того, были представлены финансовые цели на 2021 год и трехлетний период. Так, в следующем году руководство видит рост корпоративных кредитов на 7–9%, розничных – на 13–15%, розничные депозиты могут прибавить 6–8%. Во всех этих сегментах Сбербанк планирует расти вместе с рынком, а в корпоративных депозитах может опередить его по темпам роста (9–11%). На трехлетнем горизонте средний рост корпоративных кредитов составит 5–7%, розничных – 10–12%. ЧПМ может потерять около 50 б.п. за год и 80–100 б.п. к 2023 году, стоимость риска в 2021 году, вероятно, будет равна 1,4–1,6% (в силу повышенной дефолтности это все еще будет выше нормализованного уровня), но дальше показатель может приблизиться к 1%. Рост расходов в следующем году должен быть порядка 10%, на трехлетнем горизонте CAGR оцениваются в 9%, или 5% за вычетом нефинансового бизнеса, который пока требует повышенных инвестиций. Эти вложения, в свою очередь, оцениваются в размере около 4 п.п. от капитала группы, а выручка сегмента может составить 5% операционного дохода к 2023 году, тогда как к 2030 году доля способна вырасти до более существенных 20–30%. ROAE как для будущего года, так и для трехлетнего периода ожидается выше 17%.

Доля небанковского операционного дохода может вырасти до 32%. Достаточность базового капитала на горизонте стратегии ожидается выше 12,5%, что позволит сохранить коэффициент дивидендных выплат на уровне 50%. Для 2021 года показатель прогнозируется в диапазоне 13,5–14%. По словам главы группы Германа Грефа, Сбербанк не собирается держать лишний капитал, но говорить о возможности выплаты более 50% пока преждевременно. 

В целом, небанковские сегменты: платежный бизнес, управление активами, рисковое страхование и нефинансовые сервисы к 2023 году должны приносить 32% операционного дохода против 25% в 2020 году. В частности, операционный доход от платежного бизнеса может вырасти на 30% к 2023 году, от управления активами и страхования – более чем на 20% ежегодно. 

Мы ждем продолжения презентации и новых подробностей, но в целом, на наш взгляд, масштабная презентация и достаточно амбициозные цели, заявленные в стратегии, должны послужить фактором поддержки для котировок в среднесрочной перспективе. 

Комментарии