Акции Группы компаний «Черкизово» начали падать приблизительно год назад. Как нам представляется, причиной этого стали не самые финансово успешные (если не сказать провальные) итоги работы ГК «Черкизово» в I и II кварталах 2016 года. Во II полугодии 2016 года ситуация стала постепенно исправляться, однако на стоимость акций «Черкизово» это практически не повлияло
Также отмечено, что акции «Черкизово» слабо коррелируют с макроэкономическими показателями – например, с ценой барреля нефти. А из финансовых показателей самой Группы компаний связь со стоимостью акций демонстрирует только выручка. В этой связи мы позволим себе высказать предположение, что финансовое положение ГК «Черкизово» (и, как следствие, стоимость ее акций) в большей степени определяется общим состоянием мясной отрасли, а также потребительским спросом населения.
Рассмотрим эти факторы подробно, а также обсудим те решения руководства ГК «Черкизово», которые могли бы повлиять на улучшение финансового состояния компании и повышение стоимости ее акций.
Если говорить о сегодняшнем состоянии российской мясной отрасли, то основной тенденцией 2016 года следует признать рост объемов производства мяса свинины и мяса птицы в России. Что касается производства мяса говядины, то оно в 2016 году оставалось на уровне 2015 года, однако для целей настоящего исследования этот фактор роли не играет, т.к. ГК «Черкизово» не занимается разведением крупного рогатого скота.
Итак, общее производство мяса свинины в 2016 году составило приблизительно 3.4 млн. тонн, что на 9% превышает результат 2015 года. Производство мяса птицы по итогам 2016 года достигнет 4.7 млн. тонн (рост на 3% по отношению к 2015 году). Таким образом, можно вести речь о том, что российский мясной рынок практически на 100 процентов наполняется за счет отечественного мяса птицы, а насыщенность рынка отечественной свининой приближается к этому показателю.
Подтверждает это и снижение импорта, который в 2016 году упал на 10 процентов по отношению к предыдущему периоду. Аналитики оценивают весь объем импорта мясной продукции в прошлом году в 1 млн. тонн, больше половины из которых приходится на говядину и субпродукты крупного рогатого скота (что, как мы уже отмечали выше, несущественно для нашего исследования).
В условиях практически полного насыщения рынка мясом отечественного производства оказывается, что крупные представители корпоративного сектора могут рассчитывать на увеличение своей доли на рынке только за счет консолидации активов. Аналитики Института конъюнктуры аграрного рынка отметили активизацию этих процессов в 2016 году. Наиболее отчетливо эта тенденция проявилась в секторе птицеводства – именно ввиду его более высокой степени насыщенности.
И здесь мы переходим к анализу второго фактора, повлиявшего на финансовое состояние ГК «Черкизово» и на стоимость ее акций, а именно – снижение потребительского спроса.
Резкое падение реальных располагаемых доходов населения на протяжении последних двух-трех лет привело к так называемому отложенному спросу – деньги, которые копились для крупных покупок, пошли на текущее потребление. Однако этот страховочный финансовый резерв к настоящему моменту почти полностью израсходован, что приведет в начале 2017 года к дальнейшему сокращению потребительского спроса и, как следствие, снижению средних оптовых цен на мясо. Эту тенденцию уже подтверждают предварительные итоги 2016 года – впервые с 2013 года потребление мяса выросло, однако этот рост оценивается экспертами в пределах статистической погрешности.
При этом сами производители не считают большой проблемой ослабление цен на мясо. В преодолении этой негативной тенденции они полагаются на благоприятную для них конъюнктуру на рынке комбикормов – рекордные урожаи зерновых и масличных, собранные в 2016 году, оставляют им надежду на снижение цен на этот продукт. Также в качестве минимизации последствий снижения потребительского спроса рассматривается усиление направления B2C-продаж и появление новых брендов в сегменте охлажденного мяса. От того, насколько эффективны будут действия руководства ГК «Черкизово» в этом направлении, будет зависеть динамика финансовых показателей компании.
Также не стоит забывать о таком канале повышения продаж, как экспорт. В компании «Черкизово» ранее неоднократно заявляли о намерении развивать это направление, ориентируясь в первую очередь на экспорт продукции птицеводства. Успех в этом деле будет зависеть от двух составляющих. Во-первых, продукция ГК «Черкизово» должна пройти аудит на соответствие строгим стандартам безопасности и качества тех стран, в которые планируется начать поставки продукции. С этим у компании, скорее всего, никаких трудностей не возникнет.
Вторая проблема тяжелее поддается решению, так как она носит политический характер. В большинстве стран импорт продовольствия регулируется законодательно, поэтому для получения разрешения нужно лоббирование интересов отечественных производителей аграрной продукции на самом высоком уровне. Уже сегодня продажи российского продовольствия на мировом рынке приносят в бюджет столько же денег, сколько и продажи вооружений. Поэтому в поддержке руководства страны мы не сомневаемся – не столько в поддержке конкретно ГК «Черкизово», сколько в поддержке всего российского АПК.
Мы надеемся, что руководство ГК «Черкизово» осознает масштаб встающих перед компанией проблем и принимает упреждающие меры для их решения. Адекватные ответы на вызовы времени позволят улучшить финансовые показатели работы, а это в свою очередь приведет к возобновлению роста стоимости ценных бумаг компании. Вопрос заключается в быстроте принятия ответственных решений.
Олег Якушев, эксперт АО ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент»
Комментарии