Поставки «Газпрома» в страны Дальнего Зарубежья снизились на 18,8% год к году на фоне снижения поставок в Германию; турецкий экспорт находится под давлением поставок СПГ.

«Газпром» представил статистику по экспорту за 1 квартал 2020, которая указывает на сильное снижение европейских поставок газа в рамках долгосрочных контрактных обязательств. Согласно данным Газпром-экспорт, объемы экспорта газа в Европу снизились на 9,2 млрд куб. м год к году всего до 39,6 млрд куб. м на фоне снижения поставок в Германию и Австрию соответственно на 23,3% и 25,3% год к году, на долю которых приходится половина снижения европейского экспорта. В сочетании со снижением объемов продаж в Великобританию (на 55% всего до 1,5 млрд куб. м) и ограничениями в части спроса на основных экспортных рынках (спрос на рынке Турции снизился на 17% год к году , в Италии – на 18% год к году), европейские поставки «Газпрома» опустились на 18,8% год к году, демонстрируя снижение потребностей европейских стран в российском трубопроводном газе на фоне существенного увеличения экспорта СПГ, который вырос на 7,4 млрд куб. м (+ 33% год к году), по данным Platts.

Последний достиг своего пика в марте, превысив уровень 350 млрд куб. м в сутки c последующим незначительным снижением поставок в апреле, по данным OIES, на фоне сокращения отпуска газа на регазификационных терминалах в Европе, в среднем оказавшись немного ниже уровня 2019 года в размере 3,7 миллиардов часов в сутки. Учитывая что запасы СПГ на регазификационных терминалах Европы увеличиваются, это указывает на то, что свободных мощностей в газотранспортной системе становится всё меньше, а избыточные объемы газа постепенно “впихиваются” в хранилища на фоне исключительного отсутствия спроса.

Таким образом, снижение совокупного экспорта «Газпрома» (в страны Дальнего Зарубежья и СНГ) в апреле усилилось по предварительным оценкам Федеральной таможенной службы (ФТС) до 29% год к году в сравнении со спадом на 23,4% в годовом сопоставлении в марте. Поскольку динамика экспорта в СНГ за 1 квартал 2020 в целом отражала динамику поставок газа в страны Дальнего Зарубежья, опустившись на 17,7% год к году (на 1,9 млрд куб. м ниже), справедливо предположить, что данные ФТС можно считать устойчивым ориентиром поставок в страны Дальнего Зарубежья, которые стабильно фиксируются несколько ниже цифр представленных в ходе публикации квартальныхрезультатов, которые обычно дополнительно включают продажы через электронную торговую платформу (ESP) и объемы, реализованные непосредственно из газохранилищ ЕС.

Хотя мы признаем, что «Газпром» может использовать существенный объем резервов, закаченных в хранилища (в 1 квартале 2020 забор газа из газохранилищ ЕС вырос на 28% год к году, что на 8 млрд куб. м выше, по данным GIE), мы отмечаем, что большая часть запасов газа, сформированных на случай кризиса в вопросе согласования условий транзита газа по территории Украины, уже была продана Газпромбанку (7,6 млрд куб. м продажи РЕПО в сентябре 2019), что отражено в экспортных объемах за 2019. Это в сочетании с рекордно высокой заполненностью газохранилищ в начале сезона закачки газа (хранилища были заполнены на 62,5% в апреле до уровня, который обычно достигается в июле-августе на фоне пополнения запасов), поддерживает мнение о том, что реальные потребности в российском газе в Европе при текущей конъюнктуре рынка могут оказаться ниже ожиданий менеджмента «Газпрома» (166,6 млрд куб. м) на 2020 год.

Тем не менее, текущая динамика цен на газ в Европе указывает на повышение котировок TTF вплоть до 10% за первые недели июня, тестируя уровень $60/тыс. куб м на фоне снижения поставок СПГ на 7% с начала месяца, зарегистрированных на платформе GIE, главным образом обусловленных сокращением импорта со стороны США, что дает надежды на то, что текущий нисходящий тренд в ценах на газ в Европе изменит свою направленность.

Комментарии