«Яндекс» обсуждает покупку 100% акций Tinkoff за $5,5 млрд
Компания «Яндекс» объявила о том, что она обсуждает с TCS Group Holding PLC («Тинькофф») покупку 100% акций «Тинькофф». Стороны пришли к принципиальному соглашению по сделке, которая, как ожидается, которая будет состоять из денежных средств и вознаграждения акциями на общую сумму около $5,48 млрд, или $27,64 за акцию «Тинькофф», что предполагает премию в6,3% к вчерашней цене закрытия. Газета «Ведомости» со ссылкой на неназванный источник указывает на равное соотношение (50:50) денежных средств и акций «Яндекса» в сделке. Окончательные условия сделки будут зависеть от результатов процедуры due diligence; сделка должна быть одобрена владельцами акций класса А «Яндекса» и Общим собранием акционеров.
Последствия для «Яндекса»
Покупка банка «Тинькофф» означает для «Яндекса» смещение его стратегии в сторону развития финтеха, что менеджмент называл одним из основных приоритетов развития компании в ходе последних телефонных конференций. Наличие этого компонента бизнеса в цифровой экосистеме «Яндекса» важно для долгосрочного развития и конкурентной позиции компании, учитывая сильные амбиции Сбербанка в цифровом поле. Мы считаем, что недавняя сделка по разводу активов со Сбербанком в части Яндекс.Маркета могла стать важным триггером переговоров с «Тинькофф», так как 1) все предыдущие договоренности об отсутствии конкуренции в финансовых сервисах и e-commerce были прекращены, 2) Яндекс.Маркет вернулся под полный контроль «Яндекса», имея стратегическую цель войти в топ-3 российских игроков в сегменте e-commerce к 2023, что предполагает сильный рост цифровых сервисов Яндекса в ближайшие годы (мы предварительно предполагаем, что GMV платформы маркетплейса достигнет 400-500 млрд руб. в среднесрочной перспективе в сравнении с 45 млрд рублей на годовой основе в данный момент).
Исходя их объявленных ценовых условий сделки, мы считаем, что «Яндекс» не переплачивает за «Тинькофф», учитывая умеренную премию к рыночной цене актива как таковой, а также явно сильные синергические ожидания.
Мы ожидаем, что акционерная составляющая будет самой большой в сделке: по нашей оценке, денежные средства и их эквиваленты Яндекса на конце 3К20 составят примерно 200 млрд руб., часть из которых, очевидно, должна быть зарезервирована на другие стратегические цели, в том числе потенциальный выкуп доли Uber в «Яндекс.Такси», а также строительство новой штаб-квартиры.
Хотя некоторые инвесторы могут опасаться риска размывания и навеса акций на рынке, а также более высокого предполагаемого риска для (розничного) банковского бизнеса в сравнении с крупным масштабом интернет-бизнеса,мы считаем, что стратегические выгоды для «Яндекса» должны перевесить эти опасения.Мы считаем новость позитивной для «Яндекса».
Последствия для «Тинькофф»
Аргумент в пользу сделки для бизнеса «Тинькофф» – это вхождение банка в цифровую экосистему «Яндекса» с доступом к более чем 60-миллионной базе уникальных пользователей Яндекса, которые в случае сделки станут потенциальными клиентами банка Тинькофф. Это потенциально расширит объемы бизнеса «Тинькофф» (сейчас банк обслуживает примерно 7 млн клиентов в сегменте кредитования, примерно 9 млн текущих счетов, примерно 2 млн брокерских счетов и примерно 0,6 млн SME), тогда как доступ к базе данных «Яндекса» потенциально укрепит и без того лучшую в своем классе модель скоринговой проверки Тинькофф. Более того, «Тинькофф» становится полномасштабным финансовым партнером «Яндекс.Банк», обслуживающим онлайнсервисы компании, что потенциально увеличит масштабы онлайн-эквайринга.
Цена на уровне $27,64 за депозитарную расписку предполагает премию в размере 6% к сегодняшней цене закрытия на бирже в Лондоне и соответствует мультипликатору примерно 3,25xP/BV 2020П, по нашей оценке, (что на 8% выше среднего мультипликатора за последние 5 лет).
Мы рекомендуем продавать акции «Тинькофф» сейчас, не дожидаясь официального сообщения о сделке и выкупе миноритарных долей – потенциал их роста не так высок, тогда как мы не исключаем распродаж, если сделка не состоится.
Мы также видим некоторые негативные последствия для других банков, главным образом,для Сбербанка и в меньшей степени для ВТБ и Банка «Санкт-Петербург», учитывая потенциально усиливающуюся конкуренцию в сегменте consumer finance.
«Яндекс»: цель – $47,7 за депозитарную расписку.
Комментарии