10 правил инвестирования от Боба Фаррела
Правила успешного трейдинга
10 правил инвестирования от Боба Фаррела

Жадность и страх сильнее долгосрочных планов, почему когда эксперты соглашаются в прогнозах, происходит что-то совершенно противоположное и еще 8 тезисов, о которых должен знать каждый

Рынки приблизились к историческим максимумам на фоне чрезмерно оптимистичного настроя, крайнего самодовольства и слабых экономических данных. Самое время вспомнить десять инвестиционных правил Боба Фаррела, которые стали Библией долгосрочных инвесторов. Ветеран Уолл-Стрит более полувека выводил свод своих правил. Он получил степень магистра в бизнес-школе при Колумбийском Университете и начал работу в должности технического аналитика банка Merrill Lynch в 1957 году. Несмотря на то, что его учителями фундаментального анализа были Грэхем и Додд (авторы легендарного учебника по инвестициям «Анализ ценных бумаг»), он стал изучать теханализ - просто понял, что здесь и сейчас он имеет большее влияние на цены, чем балансы и отчеты о прибылях. Фаррел оказался пионером в изучении настроения рынка и рыночной психологии. Он вывел десять правил из собственного опыта торговли на неподвижных рынках, рынках быков и медведей, во время бумов и крахов. Словом, Фаррел все пережил и смог в деталях рассказать об этом.

 
1. Со временем рынки стремятся к своим средним значениям
 
Такое поведение напоминает резинку, которая возвращается в равновесное состояние, после того, как ее сильно растянули. Именно так ведут себя цены на акции относительно своих средних значений. Тренды, которые слишком сильно отступили от средних, в том или ином направлении, всегда к ним возвращаются. Даже во время сильных растущих или падающих трендов цены часто откатываются к долгосрочным средним. Посмотрите на индекс S&P 500 с нанесенным индикатором 52-недельной скользящей средней. Диаграмма снизу показывает процентное отклонение цен от средней. Во время повышательного тренда регулярные возвращения к средней создают возможности для покупок. Такая техника широко известна. Тем не менее, при ее использовании часто забывают о необходимости фиксировать прибыль, когда отклонения от средней достигают исторических максимумов. В условиях медвежьего рынка откаты цены должны использоваться для коротких продаж акций.
 
 
2. Чрезмерные движения в одном направлении приводят к таким же движениям в противоположную сторону
 
Рынки - как маятник. Крайние отклонения в сторону роста заканчиваются крайностями в падении. Это правило лишь поправка первого постулата при условии долгосрочных рыночных циклов. На первом графике отражена краткосрочная картина; но и в долгосрочном периоде к рынкам применим третий закон Ньютона: «Действию всегда есть равное и противоположное противодействие». Рынки достигают своих экстремумов вблизи тех точек, где цены отступают от своих средних больше, чем на три стандартных отклонения. Сегодня такая картина наблюдается впервые с момента установления дна в 2009 года. Но, кстати, правило не срабатывает, когда рынок движется в диапазоне. 
 
 
На втором графике показан долгосрочный график S&P 500 с поправкой на инфляцию. Заметьте, что когда цена экстремально сильно отклонялись от среднего, то и возврат к среднему был сильным. Становится ясно, что нынешний рыночный тренд - откат от пика 2000 года.
 
 
3. Не бывает новых эр, поэтому крайности не вечны
 
Всегда найдется какая-нибудь «новинка», которая привлечет спекулянтов. «Особенные случаи» - обычное дело в биржевой практике. Они как чарующие голоса мифологических Сирен, манят и разоряют инвесторов. За последние 500 лет спекулятивные пузыри были почти везде: от луковиц тюльпанов до железных дорог, от недвижимости до технологий, от развивающихся рынков (пять случаев) до автомобилестроения и сырья. Деревья не растут до небес, и всегда все заканчивается под крики «в этот раз будет иначе». Легендарный инвестор Джесси Ливермор сказал однажды: «На Уолл-Стрит всегда все одно и тоже. Ничего нового и быть не может, потому что спекуляция стара как этот мир. Сегодня на бирже происходит то, что было прежде и что повторится потом».
 
4. Экспоненциальный рост или падение рынков обычно продолжается дольше, чем вы ожидаете, а коррекции в них не бывают боковыми
 
Рост, который здесь и сейчас происходит на рынке, порой заходит намного дальше, чем можно объяснить логикой. Тем не менее, подобные эксцессы в своем завершении никогда не отделывались боковой коррекцией - они были настолько же брутальны, как и предшествующий им рост. График доказывает, что когда рынки вылетают из направленного канала, коррекция следует незамедлительно.
 
 
5. Публика в большинстве своем покупает на максимумах, а в меньшинстве - на дне
 
Средний инвестор настроен по-бычьи, когда рынок бьет хаи, и по-медвежьи, когда рынок утаптывает дно. Эта особенность поведения связана с человеческими чувствами жадности и страха. Логика говорит «Покупать» во время массированных распродаж и «Продавать» в период эйфории. Однако инвесторы действую полностью наоборот. На графике показаны притоки денег во взаимные фонды в сравнении с динамикой индекса S&P 500.
 
 
6. Жадность и страх сильнее долгосрочных планов
 
Эти эмоции способны затуманить разум и поломать долгосрочные планы. «Прибыли делают нас довольными, дают ощущения благополучия и оптимизма», - говорит Меир Стэтман, профессор университета Санта-Клара. Его наблюдения за поведением инвесторов подтверждают, что «потери приносят печаль, отвращение, страх и сожаление. Страх преувеличивает восприятие риска, что вынуждает некоторых избегать акций». Композитный индекс бычьего сантимента подтверждает, что жадность максимальна в те моменты, когда рынки достигают среднесрочных максимумов. Уоррен Баффет так описывает эту закономерность: «Покупайте, когда люди страшатся, и продавайте, когда ими овладевает жадность». Сегодня люди чрезвычайно жадные.
 
 
7. Широкие рынки сильны, узкие – слабы
 
Широта рынка играет роль. Ралли на отдельных бумагах говорит о низкой заинтересованности участников рынка в росте и высоких шансах возвращения к среднему. Рынок не способен подниматься только лишь за счет роста отдельных голубых фишек. Чтобы ралли стало по-настоящему достоверным, в нем обязаны принимать участие компании малой и средней капитализации. Синхронный рост имеет больше сил и шансов на продолжение. На графике показан индекс ARMS, который определяет силу рынка на основании объема торгов в акциях, которые испытывают снижение и рост. Обычно индикатор используется в краткосрочной торговле, но и на длинной дистанции его пики совпадают с точками начала коррекций растущего тренда.
 
 
8. Медвежьи рынки развиваются в три этапа: резкое падение, рефлективный отскок и выматывающий фундаментальный даунтренд
 
Медвежьи рынки часто берут старт с резкого и сильного падения. После него наступает отскок, который восстанавливает часть утрат. Его сменяет медленное изматывающее снижение на фоне ухудшения фундаментальных показателей. Графики демонстрируют сходства двух последних медвежьих рынков 2000-2003 и 2008-2009 годов. Каждый из них давал массу возможностей для игры на понижение во время контртрендовых отскоков.
 
 
9. Когда эксперты соглашаются в прогнозах, происходит что-то совершенно противоположное 
 
Это правило отражает бунтарский характер Боба Фаррела. Как однажды сказал Сэм Стовалл, инвестиционный стратег Standard & Poor's: «Если каждый будет оптимистом, то кому же остается покупать? И если все вдруг станут пессимистами, то кто будет продавать?» Смысл в том, что минимумы рынка формируются тогда, когда все его участники сделали ставки на снижение. И когда происходит смена настроений, разворотное движение поддерживается паническим бегством тех, кто застрял на противоположной стороне рынка. Играть наперекор - сложное занятие. Однако в нем состоит секрет ограничения убытков и долгосрочного успеха на рынке. 
 
 
10. Бычьи рынки веселее медвежьих
 
Правило №5 говорит нам, что инвесторы в своих действиях на рынке руководствуются, прежде всего, эмоциями. В случае роста рынка в целом, движение котировок каждой отдельной акции на 90% продиктовано общим рыночным направлением. «Прилив поднимает все лодки». По мере того, как рынки растут, инвесторы начинают считать себя умными, ведь стоимость их портфелей увеличивается. В действительности же, рост их инвестиций в большей степень зависит от простой удачи, чем сообразительности. Вспомните ставшую знаменитой макаку Лукерью, обыгравшую в 2009 году многих портфельных управляющих. Поведение инвесторов нередко может напомнить поступки людей, играющих в азартные игры: когда они выигрывают, то верят, что их успех обязан их мудрости, когда же проигрывают, то списывают все на неудачу. Правда в том, что рынки быков намного веселее рынков медведей. Первые вызывают чувства эйфории и физического превосходства, а вторые - страха, паники и депрессии. И сколько бы рынок не повторял эти циклы страха и жадности, у людей всегда внутри живет надежда: в этот раз будет иначе. Единственный по-настоящему важный вопрос: когда начнется следующий медвежий цикл, и окажетесь ли вы к нему готовы? 
 
 
Заключение
 
Как и любые правила Уолл-Стрит, постулаты Фарелла не являются на 100% точными. Всегда найдутся исключения, ведь история никогда не повторяется – «она рифмуется». Этот свод правил поможет инвесторам заглянуть за ширму эмоций, избежать продаж на дне и покупок на вершине. Часто такие действия будут противоречить нашим врожденным инстинктам. «Я долгосрочный фундаментальный инвестор. Меня эти правила не касаются», - можете сказать вы.
 
Да, не касаются. Пока что.
 
Частные инвесторы играют в лонг лишь до тех пор, пока рынок растет. Бесконечные предупреждения о необходимости выходить из рынка, фиксировать прибыль и управлять своим портфелем не вызывают доверия, ведь в долгосрочной перспективе рынки растут. И однажды страх, отчаяние или паника затронут вас так глубоко, что будет слишком поздно действовать.
 
По мотивам публикации investmentpostcards.com