Стратегия Уильяма О'Нила
Правила успешного трейдинга
Стратегия Уильяма О'Нила

CAN SLIM - одна из очень известных в США стратегий инвестирования в акции, которую разработал Уильям Дж. О'Нил на основе собственного опыта и анализа рынка акций с 1950 года. Стратегия нацелена на выявление акций, которые должны буквально "выстрелить" в цене в ближайшие месяцы

Вкратце стратегия американского инвестора Уильяма О'Нила CAN SLIM звучит так: "Мы определяем компании с сильными фундаментальными параметрами - большими объемами продаж и ростом прибыли, являющимися результатом их уникальных новых продуктов или услуг, - и затем покупаем их акции, когда они выходят их периодов ценовой консолидации и прежде, чем они значительно повысятся в цене".

Стратегия CAN SLIM Уильяма О'Нила

С = Текущая квартальная прибыль на акцию: чем выше, тем лучше

Если взглянуть на список главных победителей на рынке, то сразу можно увидеть связь между быстро растущей прибылью и быстро растущей ценой на акции. И становится понятно, почему наши исследования привели нас к следующему выводу: "Бумаги, которые вы выбираете должны демонстрировать значительное процентное увеличение текущей квартальной прибыли на акцию (за самый последний квартал) по сравнению с тем же кварталом прошлого года".

Ищите акции, показывающие огромное увеличение прибыли - по крайней мере 18-20% выше прибыли за тот же квартал прошлого года. Даже прироста прибыли в 5-10% недостаточно, чтобы обеспечить крупное движение цены акции.

Ищите компании с ускоряющимся приростом квартальной прибыли. Большое движение вызывается не одним лишь увеличением прибыли. Играет роль также размер увеличения плюс повышение процентных темпов роста прибыли компании.

Обращайте внимание на рост не только прибыли, но и объема продаж, который должен составлять как минимум 25% в течение последнего квартала. 

А = Ежегодное увеличение прибыли: ищите существенный рост

Выбирайте акции с годовыми темпами роста от 25 до 50% или более. Проверьте стабильность трехлетней истории прибыли компании. Стремитесь к тому, чтобы превосходными были и годовая, и текущая квартальная прибыли. Основное внимание должно уделяться тому, происходит ли существенное увеличение или уменьшение темпов изменения прибыли.

N = Новые продукты, новый менеджмент, новые максимумы: покупайте в нужное время

Существует удивительный феномен, обнаруженный на ранней стадии роста всех выигрышных акций. Мы называем его "великим парадоксом". То, что кажется большинству слишком дорогим и рискованным, обычно поднимается еще выше, а то, что кажется низким и дешевым, обычно падает еще ниже. Акции из списка "новый максимум" поднимаются еще выше, тогда как акции из списка "новый минимум" имеют тенденцию снижаться еще ниже. Акция, попавшая в список новых максимумов, особенно когда это происходит впервые и при торговле на большом объеме во время бычьего рынка, может оказаться объектом инвестирования с большим потенциалом.

То, что акция делает новый ценовой максимум, необязательно означает, что наступил подходящий момент для покупки. Важной частью процесса выбора акции является использование графика акции. Следует тщательно изучить историческое движение цены акции: при этом надо искать те акции, которые выходят на новые максимумы, прорываясь из областей консолидации цен (или "баз").

Ищите компании, создавшие важные новые продукты или услуги либо выигравшие от изменений в руководстве или новых условий в отрасли. Затем покупайте их акции, когда они выходят из моделей консолидации и приближаются к новым ценовым максимумам или фактически выходят из них.

S = Предложение и спрос: выпущенные акции плюс большой объем спроса

Общее число выпущенных акций в структуре капитала компании представляет собой потенциальное число акций, которые могут быть приобретены. Но профессионалы рынка также смотрят на "плавающее предложение", т.е. на те акции, которые реально можно купить после вычета из общего числа акций тех, с которыми их владельцы расставаться не собираются. Компании, в которых высшее руководство владеет большим процентом акций, как правило, являются для вас более подходящей целью, потому что их руководство кровно заинтересовано в росте курса акций компании.

Ищите компании, покупающие на открытом рынке собственные акции. Это уменьшает число акций на рынке и обычно означает, что компания ожидает повышения объема продаж и прибыли в будущем. В результате обратного выкупа чистая прибыль компании будет распределяться на меньшее число акций, увеличивая таким образом прибыль на акцию. Как мы ранее говорили, процентное увеличение прибыли на акцию является одной из основных движущих сил выдающихся акций.

Как правило лучше, если корпорация имеет низкое соотношение долг/акционерный капитал. Корпорация, в последние два-три года сокращающая свой долг в процентном отношении к акционерному капиталу, заслуживает внимания.

С помощью стратегии CAN SLIM можно купить акции с капитализацией любого размера, но акции компаний с малой капитализацией будут существенно более волатильными при движении как вверх, так и вниз. Время от времени рынок переносит акцент с малой на большую капитализацию и наоборот. Предпочтительны компании, выкупающие свои акции на открытом рынке, и компании, руководители которых владеют их акциями.

L = Лидер или отстающий: чем является ваша акция?

Две-три лучшие акции в сильной промышленной группе могут иметь невероятный рост, в то время как остальные могут едва двигаться. Вы должны покупать акции действительно великих компаний - тех, которые возглавляют свои отрасли и занимают первое место в своих конкретных областях. Избегайте связываться с акциями-имитаторами.

Есть быстрый и легкий способ сказать, является ли ваша акция лидером или отстающим: используйте рейтинг относительной силы цены (Relative Price Strength, RS) от IBD. Рейтинг определяется следующим образом. Рейтинг измеряет результаты движения цены за последние 52 недели. Каждой акции присваивается рейтинг результативности от 1 до 99, где 99 - лучший показатель. Рейтинг RS, равный 99, означает, что акция превзошла 99% всех остальных компаний по показателям роста котировок. Выбирайте акции с рейтингом RS 80 или 90, находящиеся в области консолидации. Когда вы покупаете акцию, обязательно убедитесь в том, что она выходит из "базы" (области ценовой консолидации) и что вы покупаете ее точно в точке разворота на покупку. Убедитесь также, что она не поднялась более чем на 5-10% выше точной для этой "базы" точки покупки. Это удержит вас от погони за акциями, цены которых оторвались от своих "баз" слишком быстро.

При коррекции бычьего рынка акции роста, снижающиеся меньше всего (в процентном отношении), обычно и являются лучшим для вас выбором. Акции, падающие больше всего, обычно представляют худший выбор.

От инвестирования в отстающие акции редко бывает толк, даже если они выглядят соблазнительно дешевыми. Ищите ведущие компании и ограничивайте свои покупки их акциями

I = Институциональная поддержка: следуйте за лидерами

Институциональная поддержка - это когда акции приобретаются учреждениями типа взаимных фондов, корпоративных пенсионных фондов, хедж-фондов, трастовых отделов банков, а также иных учреждений. Если акция не имеет никакой профессиональной поддержки, ее достижения, скорее всего, будут оставаться на самом заурядном уровне. Весьма вероятно, что по крайней мере несколько из более тысячи институциональных инвесторов рассмотрели эту акцию и отказались от нее. Даже если они не правы, все равно требуется большой объем покупки, чтобы стимулировать существенное повышение цены.

Покупайте только те акции, которые имеют по крайней мере несколько институциональных спонсоров с недавними отчетами о результатах работы выше среднего, и вкладывайте капитал в акции, демонстрирующие в течение недавних кварталов увеличение общего числа своих институциональны владельцев.

M = Направление рынка: как его определить

Если вы неправильно определили направление рынка в целом, три из четырех ваших акций упадут вместе с рыночными индексами, и вы наверняка потеряете много денег, как это сделало множество людей в 2000 году. Лучший способ определить направление рынка заключается в том, чтобы отслеживать, интерпретировать и понимать то, что делают индексы рынка каждый день. Распознавание момента, когда рынок достиг своего верхнего или нижнего предела, часто означает 50% успеха во всей этой сложной игре.

Бычьи и медвежьи рынки заканчиваются нелегко. Обычно требуется два или три отката, чтобы обмануть и стряхнуть немногих остающихся спекулянтов. После того как все, кто могли войти или выйти, "выбрасывают полотенце", не остается никого, кто мог бы продолжить действовать в том же направлении. Тогда рынок наконец повернет и начнет совершенно новый тренд.

Общерыночные индексы нужно внимательно изучать каждый день, так как развороты трендов могут начаться в любой из них.

Многие инвесторы любят считать или, по крайней мере, называть себя "долгосрочными инвесторами". Их стратегия состоит в том, чтобы оставаться полностью инвестированным и в хорошие, и в плохие времена. Некоторые учреждения делают то же самое, но этот негибкий подход может привести к трагическим результатам, особенно для индивидуальных инвесторов.

Единственное, что следует делать - это позволить рыночным индексам указать вам время входа и выхода. Никогда не боритесь с рынком: он сильнее вас.

О том, как определять вершины и впадины фондового рынка, Уильям О'Нил подробно рассказывает в своей книге "Как делать деньги на фондовом рынке. Стратегия торговли на росте и падении"