АвтоВАЗ открывает вакансии

С увеличением производственного плана АвтоВАЗу стало не хватать рабочих рук. На заводе решили предложить временную работу по срочному договору всем тем, кто работал раньше на предприятии, сокращенным или уволенным по собственному желанию.

Набрать «на лето» завод может 1,5—3 тыс. человек. И хотя часть бывших работников смотрит на это с обидой, заводу такая схема выгодна.

Программа утилизации, стартовавшая полтора месяца назад, помогла АвтоВАЗу получить уже более 100 тыс. заявок от желающих приобрести Lada, причем в основном «классику». Чтобы удовлетворить этот спрос, на заводе увеличивают производственный план. Так, в мае производство Lada 2105/2107 увеличится на 76,3%, до 17,6 тыс. машин. При том что всего в мае АвтоВАЗ выпустит 45,9 тыс. автомобилей — на 6,8% больше, чем в апреле. Но все последнее время на заводе шла оптимизация численности персонала, и с ростом производства рабочих рук стало не хватать.

На АвтоВАЗе решили привлечь дополнительных сотрудников из бывших работников предприятия: сокращенных, ушедших на пенсию, уволенных по собственному желанию, работников новых дочерних обществ завода и тех, кто не желал переходить в «дочки», а также тех, кто недавно отслужил в армии. «Производство увеличивается, и появилась потребность в работниках, но это процесс добровольный, мы насильно никого тащить не будем», — отметил источник РБК daily на заводе. Впрочем, по словам собеседника РБК daily, дополнительная работа будет носить временный характер и с сотрудниками будет оформляться срочный договор. «На сколько времени нам потребуется дополнительная рабочая сила, пока неизвестно, но условно можно сказать, что на лето», — говорит он.

Председатель неофициального профсоюза завода «Единство» Петр Золотарев отметил, что срочный договор будет действовать ровно столько, сколько будет спрос на автомобили АвтоВАЗа, потом руководству эти сотрудники будут не нужны. Он добавил, что реакция бывших рабочих предприятия неоднозначная. «В основном реагируют на это предложение с обидой: мол, сначала выкинули, а теперь мы нужны. Некоторые со злостью отвечают, а некоторые вообще-то не против подработать», — рассказывает он.

По словам источника на заводе, всего планируется привлечь от 1500 до 3000 дополнительных рабочих в разные периоды времени. «Оплата будет рассчитываться исходя из ставок, которые существуют на заводе, лишнего никто никому не заплатит», — отмечает он. По его мнению, это предложение — хорошая подработка сотрудникам «дочек» АвтоВАЗа, которым предоставляется возможность работать в субботу, так как в связи с увеличением производственного плана завод работает в две смены. «В какое конкретно производство будут направлены дополнительные сотрудники — будет видно, где нужны — туда и направим», — добавляет он.

Директор отдела по предоставлению услуг автомобильной промышленности Pricewaterhouse­Coopers Андрей Комаров отмечает, что для автопроизводителей держать работников в резерве — в русле мировой практики. «Плюсы такой схемы: когда работник больше не нужен, его легче сократить, но есть и главный минус — в отличие от постоянного временный работник не нарабатывает опыта», — говорит эксперт.

Постпремиальный синдром

По данным Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA), продажи автомобилей в Европе в первом квартале этого года по сравнению с началом 2009 года увеличились на 10,8%, до 3,67 млн штук. Рост продаж во многом обязан программам утилизации старых автомобилей и другим премиям. С их завершением продажи могут кардинально пойти вниз, что отчетливо видно на примере Германии, где в первом квартале 2010 года продажи упали на 22,8% (до 670,4 тыс. штук). Причем в марте Германия уступила первое место по продажам Великобритании — 294,4 тыс. штук против 397,4 тыс. В последней, правда, премиальную программу свернули как раз к апрелю.

ЕВГЕНИЯ СЕРГИЕНКО

Комментарии