Пандемия COVID-19 повлияла на поведенческие модели потребителей и дала импульс развитию электронной коммерции.
Если в 2020 году объём рынка e-commerce в России составил 2,7 трлн рублей, (по данным Data Insight), то в 2022 году объём рынка увеличился уже до 5,7 трлн рублей, показав рост на 38% по сравнению с предыдущим годом и более чем на 100% по сравнению с 2020 годом. E-commerce постепенно замещает офлайн-розницу: в 2022 году оборот в сегменте традиционной розничной торговли сократился по сравнению с предыдущим годом на 6,7%, до 42,5 трлн рублей.
Оборот розничной торговли в I полугодии 2023 года вырос на 1,1% по сравнению с тем же периодом прошлого года, тем не менее надо учитывать низкую базу. Между тем в I полугодии 2023 года объёмы продаж в сегменте e-commerce увеличились на 20% по сравнению I полугодием 2022 года, до 2,7 трлн рублей. В общем объёме розничных продаж доля e-commerce составила 12,7%, что в два раза ниже аналогичных показателей в Великобритании и Китае, например (29,6% и 24,5% соответственно). По разным оценкам, рынок e-commerce к 2025 году может превысить 10 трлн рублей. Традиционным ритейлерам есть за что побороться, и они активно развивают собственные онлайн-платформы.
Тем не менее они будут вынуждены конкурировать с уже существующими хорошо известными представителями e-commerce, такими как Ozon, который занимал в 2022 году 25% на рынке маркетплейсов (по данным АКИТ). Компания хорошо позиционирована для того, чтобы извлечь выгоду от позитивных тенденций в отрасли, располагает широкой логистической сетью. Менеджмент Ozon недавно повысил прогноз роста GMV на 2023 год с 70% до 80-90%, заявив о планах занять до 30% рынка e-commerce к 2025 году. Другим фактором, который может придать импульс к росту котировок ценных бумаг Ozon может стать потенциальная редомициляция компании в российскую, или другую дружественную юрисдикцию.
Низкий долг, дивиденды и бурный рост
В целом мы с позитивной стороны выделяем представителей IT-отрасли. Если Ozon находится на стыке технологий и розничной торговли, то «Группа Позитив» – очевидный представитель именно IT-отрасли. Компания тоже выигрывает от двузначных темпов роста в своей отрасли: рынок кибербезопасности, как ожидается в следующие годы будет расти в среднем на 24% в год и достигнет 559 млрд рублей к 2027 году.
«Группа Позитив» – это 74% в сегменте средств защиты информации и 26% в сегменте услуг кибербезопасности, что в сочетании с высокими темпами роста рынка позволит компании показать 40-процентный и более среднегодовой рост (CAGR) отгрузок и EBITDA. Кроме того, «Позитив» характеризуется крайне низкой кредитной нагрузкой, что имеет значение в условиях роста процентных ставок, и высоким свободным денежным потоком, что позволяет компании выплачивать дивиденды.
Комментарии