Чем обернется для Nike скандал в Китае

Накануне, 25 марта, Nike и Adidas и ряд других популярных западных брендов подверглись нападкам со стороны пользователей китайских соцсетей из-за своих негативных комментариев по поводу условий труда в Синьцзяне. Обсуждение этой проблемы стало частью дипломатического конфликта между Китаем и Западом. На этом фоне в четверг акции Nike, Adidas, а также Inditex и H&M упали, а котировки их китайских конкурентов Anta Sports Products Ltd. и Li Ning Co резко выросли.

Правительство КНР намерено не позволить иностранным брендам «запятнать репутацию страны». В частности, обвинения в попытке сделать это прозвучали в адрес иностранных компаний, таких как Nike и Adidas. Интернет-пользователи обнаружили сделанные какое-то время назад заявления их представителей о Синьцзяне, где используется принудительный труд китайских мусульман уйгурской национальности.

Ранее китайские государственные СМИ за подобные заявления раскритиковали шведскую H&M, в прошлом году выражавшую глубокую обеспокоенность сообщениями об обвинениях в принудительном труде в Синьцзяне и заверявшую, что продукция под ее маркой из этого китайского региона не поставляется.

И Nike, и Adidas, которые активно развиваются в Китае, тоже заявляли об отсутствии цепочек поставок с Синьцзяном. Однако вчера Adidas отказалась от комментариев, а Nike не ответила на запросы о продолжении диалога.

Ранее на этой неделе Китай отверг обвинения в том, что китайские должностные лица нарушают права человека в западном регионе Синьцзян, где проживают мусульмане-уйгуры, после того как Европейский Союз, Соединенные Штаты, Великобритания и Канада ввели санкции в отношении этих должностных лиц.

Некоторые китайские интернет-пользователи заявили, что перестанут покупать Nike и будут поддерживать местные бренды, такие как Li Ning и Anta. Кое-кто из комментаторов в соцсетях посоветовал Adidas покинуть Китай. Западным компаниям в этой ситуации приходится балансировать между стремлением расширить свой бизнес в Китае и необходимостью сохранять поддержку потребителей на своих внутренних рынках.

«Бренды не должны отказываться от своих обязанностей в области прав человека перед лицом этого давления», – заявила Хлоя Крэнстон из организации Anti-Slavery International, входящей в Коалицию за прекращение принудительного труда в регионе проживания уйгуров. Государственный китайский таблоид Global Times сообщил, что испанская компания Inditex, владелец бренда Zara, удалила заявление о Синьцзяне со своих англоязычных и испаноязычных сайтов. Веб-страница Inditex, на которой говорилось, что компания крайне обеспокоена сообщениями о социальных и трудовых правовых злоупотреблениях против этнических уйгуров в Синьцзяне, была доступна 24 марта, как показал кэш Google, но после, судя по всему, была удалена. Inditex не ответила на запросы журналистов, но ранее заявила, что не имеет никаких коммерческих отношений в Синьцзяне.

Китайские интернет-пользователи также нацелились на инициативу Better Cotton (BCI), продвигающую экологичное производство хлопка, которая заявила в октябре, что прекращает сотрудничество с производителями из Синьцзяна, ссылаясь на проблемы в области прав человека. Членами BCI являются Nike, Adidas, H&M и японская компания Fast Retailing. Накануне у BCI не работал сайт и она не отвечает на запросы СМИ.

24 марта H&M заявила, что уважает китайских потребителей и намерена продолжать долгосрочное развитие в стране. Но к утру 25-го торговые точки H&M пропали с некоторых китайских карт, в частности с ресурсов Baidu. Был недоступен и официальный магазин на платформе, принадлежащей Alibaba.

В Большом Китае Nike генерирует около 18% совокупной выручки. Для нее это самый быстрорастущий географический сегмент. Как показывает практика, в подобных ситуациях, как правило, крупные компании на первых порах пытаются отстаивать ценности западного мира, но в конечном итоге идут на компромисс с китайским правительством. Этот регион слишком привлекателен с коммерческой точки зрения, чтобы его терять. Следует учитывать, что местные бренды спортивной одежды и обуви активно конкурируют с западными и не упустят возможности занять долю рынка. Наша целевая цена по бумагам Nike остается неизменной – $118.
 

Комментарии