Что может подстегнуть инфляцию

Опубликованный отчет BLS показал, что инфляция в США в сентябре в годовом выражении осталась на уровне предыдущего месяца 3,7%, чуть выше консенсус-прогноза 3,6%. По отношению к предыдущему месяцу инфляция замедлилась до 0,4% после 0,6% в августе и также чуть превысила ожидания рынка +0,3%.

Более половины вклада в структуру месячной инфляции обеспечил рост стоимости пользования жильем, также заметный вклад внес продолжившийся, хотя и существенно замедлившийся по сравнению с августом, рост цен на энергоресурсы. Базовая инфляция (Core CPI), не включающая продукты питания и энергоресурсы и считающаяся более устойчивым показателем инфляции, совпала с ожиданиями рынка. По отношению к предыдущему месяцу она сохранила рост 0,3%, продолжив снижение в годовом выражении с 4,3% до 4,1%, минимум за 2 года. Более 70% в структуре базовой инфляции обеспечил рост платы за жилье.

Для ФРС наиболее важным сейчас является скорость замедления базовой инфляции в услугах, не связанных с рынком жилья – считается, что именно эта часть инфляции является наиболее тяжелой для достижения цели 2%, и наиболее зависящей от силы внутреннего спроса и напряженности на рынке труда. В сентябре ее месячный темп немного снизился – до 0,4% после 0,5% в августе.

Таким образом, потребительская инфляция, хоть и оказалась чуть выше консенсус-прогноза в части общей CPI, не преподнесла такого негативного сюрприза, как производственная инфляция днем ранее. Рост индекса PPI в сентябре 2,2% год к году стал рекордным с апреля и существенно превысил консенсус-прогноз 1,6%. Базовая инфляция продолжает замедление, хотя и остается еще заметно выше цели ФРС.

Данные по инфляции сейчас интересны рынку прежде всего с точки зрения возможной реакции ФРС, ставка которой 5,25-5,5% уже находится на максимуме за 2 года. Сентябрьский медианный прогноз ФРС предполагал еще одно повышение ставки до конца года с минимальным снижением в 2024 году, что обосновывалось слишком устойчивым ростом экономики и слишком сильным рынком труда. Ближайшее заседание состоится 31 октября-1 ноября. В прошлую пятницу вышел очень сильный отчет по рынку труда за сентябрь.

Однако на этой неделе сразу несколько руководителей ФРС заявляли, что решение о дальнейшем повышении ставок не предопределено и требует большой осторожности с учетом всех рисков. Также многие руководители ФРС обращают внимание на рост доходностей гособлигаций США, особенно долгосрочных, и интерпретируют это как дополнительное ужесточение финансовых условий, которое может снизить необходимость в дальнейших повышениях базовой процентной ставки. Опубликованный вчера протокол заседания ФРС 19-20 сентября показал, что, хотя большинство участников заседания полагали, что еще одно повышение ставки на будущих заседаниях, вероятно, будет уместным, некоторые говорили, что дальнейший подъем может и не потребоваться.

Отмечая высокую неопределенность экономических прогнозов, все члены FOMC сошлись во мнении, что у них есть возможность «действовать осторожно», оценивая риски как недостаточно жесткой ДКП для достижения ценовой стабильности, так и причинения избыточного вреда экономике слишком высокими процентными ставками. Высказывания представителей ФРС с начала недели и ее протокол сформировали оптимизм на мировых рынках, что способствовало коррекции курса доллара, снижению доходности трежерис от максимумов за 16 лет и росту интереса к золоту.

Вышедшие данные по инфляции в целом не противоречат этому подходу, особенно в части базовой инфляции, однако не дали повода и для дополнительного оптимизма. Рынок фьючерсов сейчас предполагает с вероятностью около 90% сохранение ставки без изменений на ноябрьском заседании, однако оценка вероятности сохранения ставки в декабре в моменте снизилась до 61% с 71% накануне, альтернатива – повышение ставки.

Сейчас новые риски для энергетических рынков связаны с развитием палестино-израильского конфликта и его возможным расширением. Мировые энергетические и продовольственные рынки, возможно, угрожают новым скачком цен, но замедление глобального роста, забастовка автомобильных рабочих и ужесточение финансовых условий несут дополнительные риски для экономического роста и занятости. Эта комбинация усложняет задачу ФРС по определению дальнейшей тактики и пока оправдывает осторожный подход.
 

Комментарии