Сразу после публикации данных о динамике цен в США за октябрь тема инфляции не сходила со страниц финансово-экономических СМИ. Только в последние пять дней шум немного улегся, а прогноз инфляции на следующие пять лет рынок пересмотрел с 3,3% до 2,97%.
Что же толкает цены вверх? Главным образом – производственные и логистические сложности, а это факторы, ограничивающие предложение. Зато со спросом проблем нет, поскольку объем финансовых вливаний в экономику в последнее время был совершенно грандиозным. Для лучшего понимания ситуации предлагаю рассмотреть ее на конкретном примере портового комплекса Лос-Анджелес — Лонг-Бич.
Территория этого порта превышает 3 тысяч гектаров. Здесь расположены 150 подъемных кранов и почти 50 терминалов. Грузооборот составляет около 17 млн TEU в год. Однако даже этих мощностей недостаточно, чтобы справиться с нагрузкой, которая серьезно выросла в пандемию. Например, сроки доставки товаров из Шанхая в Лос-Анджелес с конца 2019 года увеличились с 30 до 62 дней. И треть этого периода уходит на ожидание перед конечным портом! Так, по состоянию на 10 ноября в очереди на разгрузку находилось 79 судов. Кроме того, заторы образуются и на пути к терминалам, в которых процесс разгрузки замедлен из-за нехватки фур и их водителей. Уже в начале сентября около трети всех контейнеров ожидали разгрузки не менее пяти дней.
Еще одной проблемой стали битком забитые склады. Например, в Южной Калифорнии они заполнены на 99%, а стоимость аренды места с начала года поднялась на 30%. Следующее звено в цепочке – ретейлеры. Опасаясь, что товары не придут вовремя, розничные сети увеличивают объемы заказов, чтобы своевременно пополнить запасы и не допустить дефицита в своих магазинах. В итоге нагрузка на логистическую инфраструктуру дополнительно увеличивается. При этом конечные потребители, платежеспособность которых обеспечили щедрые вливания от правительства, готовы к активному шопингу.
Все это создало непростую ситуацию, которая в итоге будет урегулирована. По самым оптимистичным оценкам, это произойдет не ранее июля 2022 года и во многом будет связано с широким применением лекарства от COVID-19, разработанного Pfizer. Если оно окажется достаточно эффективным, почти два года терзающий человечество коронавирус станет не опаснее сезонного гриппа. Однако даже в этом случае производство и логистическая инфраструктура обречены работать на полную мощность еще как минимум три-четыре месяца. Именно с этим связаны пресловутые проблемы в цепочках поставок. Именно поэтому ФРС по-прежнему уверена, что ускорение инфляции носит временный характер и она вернется в норму в течение нескольких месяцев после того, как грузоперевозки и логистика войдут в привычный ритм.
Может быть интересно: Топ-4 акций в энергетическом секторе
Комментарии