Что не так с Alibaba

Alibaba (BABA, 9988.HK) представила смешанные квартальные результаты, в целом не оправдавшие ожиданий рынка. Главной проблемой компании остается недостаточно активный рост розничных продаж на внутреннем рынке из-за слабости спроса и усилившейся в связи с этим конкуренции в секторе. При этом руководство Alibaba фактически не дало новых комментариев в отношении перспектив облачного бизнеса после заявления об их неопределенности ввиду ограничений на экспорт чипов из США, сделанного в отчете за третий квартал. Менеджмент подчеркнул, что нацелен на восстановление в сегменте китайской e-commerce и облачном направлении, но непонятно, каким образом этого планируется достичь.

Если для достижения поставленных целей Alibaba решит увеличить расходы на рекламу, это может оказать давление на маржу в будущем. Пока этого удается избежать за счет оптимизации остальных операционных издержек, что может стать драйвером восстановления котировок. Динамика финансовых показателей Alibaba в текущем квартале в первую очередь зависит от состояния китайской экономики и только во вторую – от успехов реализации стратегии фокусировки на основном бизнесе.

С октября по декабрь 2023 года выручка Alibaba выросла на 5% год к году, до 260,35 млрд юаней ($36,67 млрд), недотянув до консенсуса лишь 0,3%. В то же время чистая прибыль оказалась равна всего 14,13 млрд юаней ($2,03 млрд), тогда как в общерыночные ожидания закладывался результат 38,16 млрд юаней.

Менеджмент компании выделил в качестве приоритета развитие основного направления бизнеса. CEO Alibaba Эдди У заявил о нацеленности на улучшение пользовательского опыта для развития и укрепления лидерских позиций отечественной e-commerce (Taobao и Tmall), а также о фокусе на развитии публичных облачных продуктов с сохранением высоких темпов роста в сегменте зарубежного ретейла. Руководство компании одобрило расширение программы обратного выкупа акций на $25 млрд.

Основной бизнес Alibaba продемонстрировал позитивную динамику, хотя его доходы оказались ниже ожиданий, что свидетельствует как о слабости внутреннего спроса в КНР, так и о сохранении сильной конкуренции. Выручка от розничных продаж в Китае выросла на 2% год к году, до 123,8 млрд юаней, что менеджмент объяснил устойчивым увеличением GMV (совокупного объема продаж через торговую площадку за отчетный период). Выручка от транзакций сократилась, так как GMV увеличивается в основном за счет маркетплейса Taobao, где оперируют менее крупные продавцы. Число пользователей приложения Taobao выросло, хотя деталей в отношении ее величины компания не раскрыла. Выручка от оптовой коммерции увеличилась на 23% год к году, до 5,3 млрд юаней, за счет дополнительных платных услуг.

Направление международной коммерции продолжило успешное развитие. За счет быстрого роста всех основных маркетплейсов и AliExpress Choice, а также благодаря улучшению монетизации выручка с зарубежных торговых розничных площадок повысилась на 56% год к году, достигнув 23,3 млрд юаней. Выручка от оптовой коммерции выросла на 8% год к году, до 5,3 млрд юаней. Общая убыточность увеличилась на фоне наращивания инвестиций в развитие AliExpress Choice и Trendyol, хотя была частично нивелирована улучшением монетизации.

На фоне повышения показателей отечественной и международной коммерции направление логистики также показало впечатляющий рост. Выручка Cainiao составила 28,5 млрд юаней, поднявшись на 24% год к году.

Выручка облачного сегмента выросла на 3% год к году, до 27,4 млрд юаней. Компания, как и в прошлом квартале, объясняет этот результат усилением спроса на облачные услуги со стороны собственных подразделений, что было частично компенсировано избавлением от низкомаржинальных контрактов с целью улучшения качества выручки.

Выручка от онлайн-сервисов увеличилась на 13%, до 13,4 млрд юаней, на фоне стабильного роста популярности приложения для доставки еды Ele.me и картографического сервиса Amap. Доходы от электронных медиа и развлечений повысились на 18% год к году, до 4,3 млрд юаней, за счет уверенного роста выручки кинокомпании Alibaba Pictures.

Прочие сегменты деятельности Alibaba (Sun Art, Freshippo, Alibaba Health, Fliggy и другие) продемонстрировали сокращение выручки на 7%, до 47 млрд юаней, прежде всего из-за негативной динамики этого показателя у оператора гипермаркетов Sun Art, вызванного снижением среднего чека и сжатием логистического направления.

Общая маржинальность бизнеса Alibaba ухудшилась из-за разовых издержек, однако с учетом корректировок компания зафиксировала повышение показателя. Оптимизация затрат нивелировала рост расходов на рекламу. Себестоимость услуг сократилась на 1% год к году, до 60% от выручки. Расходы на исследования и разработки также уменьшились с 6% до 5% выручки. Общие и административные издержки остались на прежнем уровне – 4% выручки. Расходы на маркетинг в доле выручки повысились с 12% год назад до 13%. Операционная маржа из-за разовых расходов, связанных с обесценением нематериальных активов Sun Art и одной из зарубежных e-commerce платформ, а также гудвила стриминговой платформы Youku, упала с прошлогодних 14% до 9%. В то же время скорректированная EBITDA выросла на 2% год к году. Низкая операционная маржа и сокращение доходов от инвестиций привели к падению чистой маржи с 18,5% годом ранее до 4,1%.

Мы даем рекомендацию «покупать» по акции BABA и понижаем целевую цену  с $140 до $113.

Комментарии