Цены на черное золото росли в 2021 (Brent +52% с начала года) на фоне увеличения спроса, нарушений с поставками в связи с погодными условиями и ограничений добычи ОПЕК и партнерами. Спрос на нефть подскочил после снятия локдаунов и достиг почти допандемических уровней во всем мире. Китай лидирует в восстановлении спроса – его уровни потребления превысили допандемические максимумы на 10%.
На поставках сказались ураганы «Ида» и «Николас» в Мексиканском заливе, разрушившие нефтяную инфраструктуру в США, а также остановка мощностей на ремонт и перебои с поставками в Анголе, Казахстане и Нигерии. В этой обстановке запасы нефти снижались с августа 2020, падая на 1% в месяц. К 4 кварталу 2021 запасы ОЭСР составляли 2,782 млн баррелей – примерно на 4-5% ниже средних 5-летних значений. В декабре запасы, как ожидается, достигнут уровня 2751 баррелей – на 6% и 2% ниже 5-летнего и 10-летнего среднего соответственно. И, наконец, резко подскочившие цены на природный газ увеличили привлекательность нефти как альтернативного источника энергии.
В последних месячных отчетах ОПЕК и МЭА оставили неизменными свои прогнозы по мировому спросу на нефть в 2022, ожидая восстановления в 3,4-4,2 млн баррель в сутки год к году в следующем году. В результате показатель за 2022 может чуть превысить допандемический уровень на фоне высоких цен на газ, который, как ожидается, останется дорогим, как минимум, в течение зимы 2021-2022.
Мы ожидаем, что на рынке в целом сохранится баланс с возможностью умеренного профицита в 2022, который должен охладить цены – из-за связанных с COVID шоков спроса или повышения предложения, Например, в случае роспуска стратегических запасов. Мы прогнозируем, что средняя спотовая цена Brent составит $75 за баррель, что немного выше консенсуса. Объем предложения нефти также должен увеличиться примерно на 6 млн баррелей в сутки ввиду снижения ограничений на добычу в рамках соглашения
ОПЕК+ на протяжении этого года. Рост предложения со стороны США должен составить 60% в росте предложения среди стран не-ОПЕК, который оценивается МЭА в 1,9 млн баррелей в сутки в 2022. Мы считаем, что к серьезному профициту на рынке это не приведет, если только не последует каких-то неприятных сюрпризов в динамике роста спроса – либо из-за вспышек COVID, либо из-за высоких цен на сырье.
Распечатывание резервов нефти в Китае и США свидетельствует о готовности двух крупнейших в мире потребителей нефти охладить нефтяной рынок. Другие страны, такие как Индия, Япония и Южная Корея, также могут присоединиться к этим усилиям. США объявили о высвобождении 50 млн баррелей, что, по грубым оценкам, составляет всего половину дневного объема потребления (или 0.15% от годового). Объемы, которые могут быть предложены другими странами, будут существенно ниже. С нашей точки зрения, этот шаг не сможет существенным образом повлиять на глобальные цены на черное золото.
Устойчивое развитие будет ключевой темой в нефтегазовом секторе. По словам замминистра энергетики РФ, российские производители нефти и газа могут терять $3-4 млрд в год в случае введения в ЕС пограничного налога на выбросы углерода. Поэтому мы считаем, что Россия, скорее всего, продолжит уделять повышенное внимание вопросам устойчивого развития с учетом предстоящего введения такого налога в ЕС.
Мировой спрос на нефть продолжит укрепляться в 2022 (+3,4-4,2 млн баррель в сутки год к году, по прогнозам МЭА и ОПЕК, соответственно) и несколько превысит докризисные уровни.
Предложение должно также вырасти до 28,4 с 26,3 млн баррелей в сутки и охладить цены.
Потенциал «распечатывания» стратегических запасов и экспортные ограничения крупными экономиками – неизвестное в уравнении мирового спроса и предложения нефти.
В настоящий момент мы считаем фундаментально обоснованной цену около $75 за баррель в 2022 – чуть выше консенсуса $72,3 за баррель и прогноза Минэнерго США в $71.4 за баррель.
Может быть интересно: Топ акций США от аналитиков «Открытие брокер» на 2022 год
Комментарии