В прошлую пятницу Росстат опубликовал вторую оценку ВВП РФ за 2023 год и актуализировал годовые и квартальные данные за 2021-2023 годах. Оценка роста ВВП в 2023 году на 3,6% подтверждена. В новых данных повышена оценка роста конечного потребления (домохозяйств и сектора госуправления) и несколько снижена оценка роста валового накопления (основного капитала и запасов материальных и оборотных средств).
В структуре номинального ВВП можно отметить возвращение доли расходов на конечное потребление домохозяйств на уровень выше 50%, многолетние максимумы долей расходов госуправления, валового накопления основного капитала и запасов, близкие к историческим минимумам доли экспорта и импорта.
По нашим оценкам на основе новых данных Росстата, вклад роста конечного потребления домохозяйств в рост реального ВВП составил около 3,2 п.п., вклад роста конечных расходов госуправления – 1,2 п.п. (максимум, по крайней мере, с 2011 года). На увеличение валового накопления должно было прийтись около 3,7 п.п. в росте ВВП, и он почти поровну распределяется между валовым накоплением основного капитала (1,8 п.п.) и приростом запасов (1,9 п.п.). Чистый экспорт и техническое расхождение могли «вычесть» из роста ВВП примерно 4,5 п.п. Таким образом, основной вклад в рост экономики в прошлом году внесло увеличение расходов на конечное потребление (домашних хозяйств и госсектора).
Что касается вклада инвестиционной активности, то новые производственные мощности и будущее предложение товаров и услуг создаются за счет увеличения накопления основного капитала: вклад этого фактора был выше, чем в прошлые годы, но ниже первоначальной оценки Росстата. Накопление же материально-оборотных запасов скорее можно рассматривать как временный фактор, который технически внес вклад в экономический рост в 2023 году, но вряд ли увеличил потенциал экономики.
Квартальные данные показывают, что траектория экономической динамики в течение трех кварталов 2023 года была выше, чем считалось ранее, а в IV квартале динамика ВВП как годовая, так и поквартальная с учетом сезонности замедлилась. Текущие темпы роста ВВП квартал к кварталу с корректировкой на сезонность были наиболее высокими в I полугодии, в итоге во II квартале 2023 экономика и потребление домохозяйств преодолели спад II квартала 2022 года, превысив прежние максимумы I квартала 2022 года. На основе квартальных данных можно сделать вывод о замедлении во II полугодии прошлого года текущих темпов роста основных компонент внутреннего спроса в экономике – конечного потребления домашних хозяйств и валового накопления основного капитала. Скорее всего, это реакция на резкое ужесточение ДКП Банка России во II полугодии в ответ на ускорившуюся инфляцию.
Однако по итогам обсуждения ключевой ставки на мартовском заседании совета директоров Банка России участники согласились, что если в конце 2023 года были признаки замедления роста экономики, то в первые месяцы 2024 года он вновь ускорился, и одним из главных сюрпризов начала года стала сильная, незамедляющаяся динамика потребительской активности. Сильной динамике экономической активности в начале этого года способствовали ускоренный рост бюджетных расходов в феврале-марте и дефицитный рынок труда, продолжающий поддерживать повышенный темп роста зарплат. Мы сохраняем ожидания, что темпы роста экономики будут замедляться в течение года под влиянием ресурсных ограничений (труд, производственные мощности), экспортных ограничений и жесткой ДКП. Однако не исключено, что экономика и далее будет проявлять более высокую устойчивость к этим факторам, чем можно было бы ожидать.
По нашим оценкам, с учетом структуры ВВП по видам экономической деятельности, основной вклад в рост ВВП внесли обрабатывающая промышленность (0,95 п.п.), оптовая и розничная торговля (0,85 п.п.), государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение (0,41 п.п.), строительство (0,33 п.п.), финансовая и страховая деятельность (0,38 п.п.). Добыча полезных ископаемых могла «вычесть» из роста ВВП 0,28 п.п.
Комментарии