Акции «Совкомфлота» пока не относятся к разряду дивидендных бумаг и имеют сравнительно короткую историю выплат миноритарным акционерам. Они начали торговаться на Московской бирже с 7 октября 2020 года. Вместе с тем, величина финальных дивидендов за 2023 год составляет около 10%. Это много для временного периода, фактически составляющего всего лишь один квартал.
Короткая статистика дивидендных гэпов не дает никаких ориентиров касательно скорости их закрытия. Кроме того, предыдущий дивидендный разрыв в бумагах «Совкомфлота» пока не закрыт.
Какие дивиденды могут быть в будущем
Для скорости закрытия дивидендного разрыва большое значение имеет предполагаемый будущий размер дивидендов. Действующее положение о дивидендной политике «Совкомфлота» носит рамочный характер. Оно предполагает ежегодные выплаты акционерам в объеме не менее 25% от чистой прибыли по МСФО, если иное не установлено актами правительства РФ.
Фактически общество выплачивает дивиденды в большем объеме и чаще раза в год. В данном случае действует норма, в соответствии с которой госкомпании направляют на выплату дивидендов не менее 50% от нормализованной чистой прибыли по МСФО, если иное не установлено актами правительства РФ. Поэтому «Совкомфлот» в своих пресс-релизах подтверждает приверженность политике по выплате дивидендов на уровне 50% от скорректированной чистой прибыли по МСФО в рублях.
Также менеджмент не исключает выплату дивидендов за I полугодие 2024 года, что стало бы хорошей новостью.
Особенности акций «Совкомфлота»
Необходимо учитывать, что ПАО «Совкомфлот» – предприятие с государственным участием. Российской Федерации принадлежит 82,8% акций судоходной компании. Иными словами, эмитент не относится к разряду независимых предприятий. Это оказывает определяющее влияние на процесс управления и принятия решений.
Коммерческие ставки на услуги судоходной компании номинированы в иностранной валюте. Поэтому укрепление рубля выступает для нее негативным фактором.
Крупные морские судоходные компании по определению ведут деятельность на территории разных стран и регионов мира. По этой причине они уязвимы к изменению внешнеполитических условий. В новых реалиях «Совкомфлот» не смог избежать санкций со стороны США и Великобритании. Они были объявлены еще в 2022 году. В феврале 2024 г. США ужесточили санкционные рестрикции, включив «Совкомфлот» в «черный список» (SDN List). А в конце июня и Евросоюз ввел ограничительные меры против эмитента в рамках 14 пакета санкций в отношении РФ.
«Совкомфлот», конечно, не остановил деятельность на фоне внешнего санкционного давления. Однако действие указанного фактора в конечном счете выливается в дополнительные издержки. Сама компания по понятным причинам не раскрывает конкретный эффект от санкций. И все же известно, что часть ее танкерного флота, составляющего около 115 судов, находится в вынужденном простое.
Надо отметить, что гипотетическое смягчение санкций в отношении экспорта российской нефти и СПГ способно привести к падению тарифов на услуги «Совкомфлота». Сейчас в рыночные ставки фрахта включен негативный эффект от внешних ограничительных мер.
В целом среднесрочные перспективы акций «Совкомфлота» зависят от того, насколько эмитент сумеет адаптироваться к санкционному давлению. Результаты за I квартал 2024 года по МСФО не показывали драматического ухудшения результатов от февральского усиления ограничительных мер со стороны США. Квартальная выручка сократилась на 13% год к году, а прибыль упала на 23,7%.
Несмотря на влияние санкций, аналитики БКС сохраняют «Позитивный» взгляд на акции «Совкомфлота». Их целевая цена на ближайшие 12 месяцев составляет 180 рублей (+61%).
Комментарии