Что ожидают в МЭА от нефтяного рынка

Цены на нефть в четверг подскочили на фоне роста других рисковых активов после данных об инфляции в США. Также поддержку могли оказать данные от EIA, которые имели смешанный характер, а также призывы Байдена к местным переработчикам воздержаться от экспорта бензина и дизельного топлива. Сдерживающее влияние оказывало понижение прогнозов по спросу от МЭА.

Фьючерсы на Brent отскочили после трех дней снижения. Катализаторов для существенного роста на краткосрочном горизонте не наблюдается, поэтому временно вероятен переход в боковик.

По итогам сентября в США был зафиксирован рост базовой инфляции, что усиливает давление на ФРС и не дает возможности взять передышку в процессе повышения процентных ставок. По данным ресурса FedWatch Tool, рынок пересмотрел вероятность повышения ставки на 75. б.п. на заседании 2 ноября до 96%, в то время как оставшиеся 4% приходятся на более радикальные 100 б.п.

Формально данные негативны для рисковых активов, но рынки и commodities уже снижались несколько дней подряд, поэтому после публикации данных котировки отскочили. Тем не менее, рассчитывать на устойчивый рост не приходится. Перспективы повышения ставок и замедления экономики, напротив, будут сдерживающим фактором.

Данные от EIA имеют смешанный характер, в целом подчеркивая сохраняющиеся сложности на рынке. Коммерческие запасы нефти в США на прошлой неделе подскочили почти на 10 млн баррелей на фоне выпуска 7,7 млн баррелей из SPR. Но добытчики здесь ни при чем — добыча сократилась с 12 млн баррелей в сутки до 11,9 млн баррелей в сутки. 

Скачок обусловлен резким сокращением экспорта сырой нефти на 1,7 млн баррелей в сутки на фоне дискуссии о возможных лимитах для американских нефтяников. Это значит, что улучшение ситуации в США может происходить за счет других регионов мира, которые теперь недополучат поставки и будут вынуждены искать их в другом месте.

Запасы бензина также выросли на 2 млн баррелей. А вот дистилляты сократились на 4,9 млн баррель и подошли к минимумам с мая. Еще немного и показатель обновит минимумы с 2008 года. Это нехарактерная для осени ситуация, которая заставляет потребителей напрячься.

Загрузка НПЗ впервые с мая опустилась ниже 90%. В условиях дефицита топлива на внутреннем рынке снижение переработки создает благодатную почву для роста цен на бензин и прочие нефтепродукты. При этом экспорт нефтепродуктов подскочил на 1 млн баррелей в сутки до 7 млн баррелей в сутки, так что регуляторное давление на экспортеров может возрасти.

Совокупные поставки нефтепродуктов, косвенный индикатор спроса, на прошлой неделе резко упали на 1,6 млн баррелей в сутки до 19,3 млн баррелей в сутки. Большая часть из этого снижения (1,2 млн баррелей в сутки) пришлась на бензин.

В четверг МЭА понизило оценку спроса в 2022 и 2023 годах на 60 тысяч баррелей в сутки и 470 тысяч баррелей в сутки соответственно. При этом только в IV квартале 2022 года ожидается снижение спроса на 340 тысяч баррелей в сутки, что может негативно влиять на цены в ближайшие месяцы.

По итогам сентября МЭА оценивает рост предложения в 300 тысяч баррелей в сутки, что по большей части было обеспечено странами ОПЕК+. При этом отставание ОПЕК+ от целевого уровня добычи сократилось с 3,58 млн баррелей в сутки до 3,44 млн баррелей в сутки.

Специалисты МЭА раскритиковали решение ОПЕК+ сократить добычу, отметив, что это нарушает траекторию роста поставок до конца 2023 года, из-за чего высокие цены могут усугубить волатильность рынка и повысить угрозу энергетической безопасности.

«В условиях непрекращающегося инфляционного давления и повышения процентных ставок, повышение цен на нефть может стать переломным моментом для мировой экономики, уже находящейся на грани рецессии», – предупреждает МЭА.

С утра фьючерсы на Brent торгуются вблизи уровня предыдущего дня в районе $94,5 за баррель.

Комментарии