Что пошло не так с IPO Fix Price

Количество сделок с бумагами Fix Price на Мосбирже вдвое превышает объем сделок с акциями Сбербанка или «Норникеля». По обороту ретейлер может войти в топ-5. Большой интерес к новым эмитентам в первые дни после IPO вполне обычное явление. Полагаю, что уже через неделю акции Fix Price займут место среди топ-30 бумаг.

Необычно другое. Компания получила на первичном размещении очень высокую оценку — более $8 млрд. С фундаментальной точки зрения эта оценка может быть оправданной только при условии многократного роста выручки и прибыли на горизонте ближайших кварталов. Действительно, после привлечения более $2 млрд в результате IPO Fix Price получит возможность реализовать масштабную инвестиционную программу и открыть 3 тысяч магазинов, для обеспечения эффективной работы которых потребуется развивать логистику, дистрибуцию, закупки и так далее. Но на финансовых результатах и капитализации экспансия скажется далеко не сразу. Как следует из презентации одного из конкурентов Fix Price, цикл открытия магазина площадью 500 кв. м длится от двух месяцев до полугода, чтобы открыть торговую точку площадью 1500 кв. м нужно от шести месяцев до года. На реализацию масштабных планов Fix Price может уйти три года.

Например, «Магнит», который имеет большой опыт в открытии розничных точек, в год запускал от 500 до 1000 мини-маркетов. А Fix Price уже сейчас при выручке, которая в десять раз ниже, чем у «Магнитf», стоит на 20% дороже. Инвесторов привлекают планы развития Fix Price и ее дивидендный потенциал. Но ждать реализации стратегии и выплаты дивидендов придется долго.

Тем временем большинство сегодняшних сделок по акциям Fix Price на бирже представляют собой операции розничного клиента брокеров. Средний объем сделки составляет около 20 тысяч рублей. Такие операции носят, как правило, краткосрочный характер. В связи с высокой оценкой на IPO бумага торгуется практически без апсайда (премии), а значит велика вероятность, что котировки вскоре пойдут вниз. Уже сейчас в «стакане» больше продавцов, чем покупателей (еще утром было больше покупок). Фон для этого соответствующий: на днях наблюдалась сильная коррекция в бумагах Ozon, успех которого на IPO был оглушительным. Если в первые же дни после выхода Fix Price на биржу последует коррекция акций, то она отрицательно скажется на интересе частных инвесторов к IPO.

Биржевой фонд первичных размещений был в числе наиболее доходных инвестиций на российском фондовом рынке в 2020 году. Но, чем выше оценка новой компании, тем меньше апсайд после IPO. А это, в свою очередь, негативный сигнал. Розничный инвестор не хочет ждать три года. Ему интересны бумаги, которые получают апсайд в первый день торгов и растут после этого. Такие акции они готовы покупать и дальше. Если же организатор поднимает цену, максимально удовлетворяя заявки, то все деньги достаются только эмитенту. Если бы аллокация была изначально низкой, как и цена размещения, то на открытии бумага гарантированно пошла бы вверх.

А сейчас шансы на это невелики. Розничный инвестор после разочарования от участия в таком IPO все равно не начнет разбираться в фундаментальном анализе, но станет меньше доверять советам своего консультанта. В результате и капитализация компании станет больше подвержена рискам, а интерес частных инвесторов к участию в IPO ослабеет.

А ведь именно частные инвесторы обеспечивают сейчас половину биржевого оборота на рынке акций, то есть именно их активность в конечном счете определяет ежедневную цену бумаги на рынке. Хотя крупные фонды приводят на рынок большие объемы капитала, торгуют они реже и фактически являются маркеттейкерами. В США аллокация на IPO может составлять и 0,5%, но такая бумага, как правило, «выстреливает» в дальнейшем, что обеспечивает очень мощный драйвер для притока новых инвестиций. В прошлом году на IPO в США вышли более 480 компаний, а в текущем — уже более 270. Когда организаторы и эмитенты пренебрегают интересами частных биржевых игроков, а баланс смещается в сторону нескольких крупных инвесторов, это в конечном счете вредит рынку IPO. А про акции Fix Price, цена которых в первые часы почти застыла вблизи цены размещения, уже ходят анекдоты, в которых бумаги сравнивают с товарами в ее магазинах. 
 

Комментарии