К 1 октября курс доллара на межбанковском рынке поднялся до 93,5 рублей, то есть приблизился к максимумам с начала мая. За сентябрь пара доллар-рубль выросла на 3,5% против прироста на 5,13% по итогам августа. По сути, курс доллара к середине осени восстановился до уровней максимумов, которые он ранее показал в феврале и апреле этого года.
В середине сентября волну ослабления курса рубля можно списать на сокращение предложения иностранной валюты со стороны экспортеров из-за снижения мировых цен на нефть, при том, что спрос на валюту со стороны импортеров видимо стал восстанавливаться с учетом адаптации компаний к новым санкционным условиям.
На наш взгляд, динамику рубля в октябре будут определять несколько важных факторов: обязательные продажи валюты экспортерами (они снизятся с учетом ослабления цен на нефть за прошедшие два месяца); объемы регулярных продаж валюты Банком России (объем нетто-продаж валюты со стороны ЦБ может вырасти); динамика торгового баланса России и счет текущих операций – они пока остаются положительными, что обеспечивает относительную стабильность курсу рубля. Также немаловажным фактором для рубля является динамика ключевой процентной ставки ЦБ РФ – ее возможное повышение в октябре с 19 до 20% может сдержать потребительский спрос на импорт и спекулятивный переток рублей на валютный рынок.
Среднесрочно до конца года тенденция на постепенное ослабление курса рубля останется в силе. В пользу такого сценария говорит непрерывное снижение мировых цен на нефть в течение трех месяцев: котировки Brent с июльских уровней в районе $87/барр. к концу сентября опустились до $71 за баррель, несмотря на неспокойную ситуацию на Ближнем Востоке и стимулы по ускорению экономического роста, озвученные Китаем.
К факторам, которые будут сглаживать ослабление рубля, можно отнести: жесткие внешние санкции и внутренние ограничения, которые запирают приходящую в РФ валюту, а также компенсирующее действие бюджетного правила, по которому Центробанк может усиливать продажи валюты на внутреннем рынке из резервов для восполнения выпадающих нефтегазовых доходов бюджета.
2 сентября Райффайзенбанк перестал совершать исходящие переводы в валюте для всех клиентов, кроме крупных и международных корпораций. Российские компании начали массово переходить в венгерский «ОТП Банк». Из-за наплыва клиентов-юрлиц головной банк OTП имеет технические сложности в проведении транзакций. В результате платежи в твердой валюте либо задерживаются, либо возвращается обратно в Россию.
В понедельник появились данные по российскому бюджету. Из них следует, что дефицит бюджета на этот год подскочил до -3,3 трлн рублей за счет резкого увеличения расходов до 39,4 трлн рублей. При этом на следующий год расходы на национальную оборону будут увеличены с 5,5 до 6,3% ВВП, и в общей структуре расходов на 2025 год они достигнут беспрецедентных 32,5%. Тарифы на коммунальные услуги населения вырастут на 11,9%, то есть выше, чем уровень инфляции (против 9,8% в этом году). То есть ситуация в бюджетной политике явно будет развиваться по инфляционному сценарию, что не сулит рублю среднесрочного укрепления в дальнейшем. При этом ЦБ будет оценивать параметры бюджета с учетом этих проинфляционных изменений, что в комплексе это может привести к новым повышениям ставки ЦБ РФ.
Согласно прогнозу социально-экономического развития РФ на 2025-2027 годы, представленного на этой неделе Минэкономразвития, ожидается, что курс доллара на конец 2024 года составит 93,8 рубля (то есть текущий уровень), курс евро будет на отметке 102,7 рублей (ниже, чем текущий уровень), курс юаня – 12,6 рубей (почти на 5% ниже текущего уровня).
При этом Минфин РФ ограничивает дефицит бюджета, исходя из возможностей по доходам. Его баланс составлен из базовой расчетной цены на нефть в $60/барр. (текущая цена Urals – около $63 за баррель). Нефтегазовые доходы выше этого уровня будут направляться на пополнение ФНБ (Фонд национального благосостояния). То есть при заложенных параметрах, бюджет России на следующий год будет вполне устойчив.
Согласно данным Минэкономразвития, средний уровень цен на нефть сорта Urals в августе снизился до $70 за баррель, что на 5,1% ниже значения предыдущего месяца. При этом дисконт к спотовой цене нефти марки Brent сократился до $10,6. Стоимость бочки нефти Urals (по методике ФАС) по итогам первой половины сентября снизились до $63 за баррель.
Однако к концу сентября котировки Brent снизились до $71 за баррель – это минимумы с 2022 года. Если планы Саудовской Аравии по наращиванию объемов добычи с декабря будут реализованы, это может привести к спаду цен на нефть примерно на 10-15% уже до начала 2025 года. В такой ситуации российские нефтегазовые доходы соответственно просядут, что негативно скажется на курсе рубля.
Утешает то, что слабая динамика цен на нефть в сентябре и в начале IV квартала в некоторой мере может компенсироваться бюджетным правилом. При этом на динамику курса рубля будет оказывать влияние продажи валюты со стороны ЦБ в рамках зеркалирования операций ФНБ. По всей видимости нетто-продажи валюты вырастут на ближайший месяц на фоне снижения нефтегазовых доходов бюджета, это удержит рубль от ускорения девальвации.
Мы ожидаем, что в октябре курс доллара вероятно останется в границах 92-95 рублей. А китайский юань будет торговаться в диапазоне 13,0-13,4 рублей. Однако если котировки Brent в октябре-ноябре еще больше ослабнут на ожиданиях увеличения добычи нефти от альянса стран ОПЕК+, то пара USD/RUB может подняться в район 95-97 рублей.
Комментарии