Вчера Минфин представил оценку нефтегазовых доходов федерального бюджета за январь (675,2 млрд рублей) и плановую величину их превышения над базовым уровнем на февраль (195,4 млрд рублей).
Снижение нефтегазовых доходов преимущественно связано со стоимостной компонентой. В январе уровень нефтегазовых доходов оказался меньше оцениваемого Минфином базового уровня (на 37,5 млрд рублей), хотя изначально ожидалось превышение. При этом небольшое превышение декабрьского результата (на ~25 млрд рублей) скорее связано с несколько меньшими расходами по топливному демпферу, чем с динамикой поступлений по НДПИ и экспортной пошлине (с исключением сезонности). Их сумма осталась на уровне конца прошлого года, скорректировавшись вниз после пиковых уровней сентября-ноября 2023 года (см. график). Снижение нефтяных доходов вызвано как ухудшением глобальной конъюнктуры, так и новой волной роста дисконтов на российскую нефть.
Несмотря на ожидаемое превышение нефтегазовыми доходами базового уровня, в феврале ЦБ останется нетто-продавцом валюты. В феврале объем покупок валюты Минфином в рамках текущего бюджетного правила составит 73,2 млрд рублей., из-за корректировки ниже планируемой величины дополнительных доходов. Таким образом, ЦБ должен будет покупать для Минфина 3,7 млрд рублей в день с 7 февраля по 6 марта. Впрочем, за счет зеркалирования трат ФНБ для покрытия дефицита бюджета за 2023 год и инвестиций за 2 полугодие 2023 года (и с учетом отложенных с августа 2023 года интервенций в рамках бюджетного правила) ЦБ останется нетто-продавцом валюты. Темп продажи сократится до 8,1 млрд рублей в день. В ~2 раза меньше, чем в январе и начале февраля. Сам факт продажи валюты остается позитивным для рубля, но не является определяющим – уровень курса в большей степени определяет состояние торгового баланса. Объемы и частота продажи валюты экспортерами, спрос на валюту со стороны импортеров.
Комментарии