Что происходит с рублем

23 июля курс доллара находится в районе 87 рублей. То есть с начала июля курс российской валюты почти не изменился. Как видим после фазы высокой волатильности, вызванной прекращением торгов долларом и евро на Московской бирже в середине июня, ситуация на российском валютном рынке стабилизировалась. Торговые обороты на валютной секции Московской биржи в первой половине июля почти полностью приходились на юань – 99,6% всех операций.

Банк России дал разъяснения, как будет рассчитывать курсы валют после санкций против Московской биржи. Курс доллара и евро теперь устанавливается на основе информации о внебиржевых сделках между банками, заключенных в течение дня до 15:30 мск. При этом ЦБ отсекает из расчета крайние значения курса, выбивающиеся из среднего диапазона. Экстремальными курсами ЦБ предлагает считать нижний 25% персентиль за вычетом разницы между максимальными и минимальными значениями, умноженной на коэффициент 1,5. Такой механизм требуется для снижения рисков ценовых манипуляций.  

Стоимость других валют, кроме юаня, который рассчитывается на основе биржевых торгов, будет устанавливаться исходя из их отношения к официальному курсу доллара Банка России, то есть с помощью пересчета через кросс-курс по тем значениям, которые публикуют Центробанки других стран.

Но ситуация такова, что биржевые торги юанем на Московской бирже теперь тоже под вопросом. Bank of China – один из двух крупных китайских госбанков, имеющих дочерние подразделения в России, – больше не работает с попавшей под санкции Московской биржей, хотя ранее «дочка» этого китайского банка выполняла на бирже функции клирингового банка по юаням. С 15 июля банк отказался от этой функции. В результате биржевая торговля юанями сосредоточилась вокруг единственного китайского банка – ICBC Bank, который сейчас проводит клиринг юаневых операций. Но лицензия Минфина США, которая пока позволяет проводить сделки с подсанкционной биржей, действует до середины августа. Не исключено, что по истечении ее срока биржевая торговля юанем в России может остановиться, поскольку китайским банкам будут грозить санкции.

Можно сказать, что жесткие санкции США блокируют и существенно ограничивают отток капитала из России, а также приводят к заметному ограничению импорта, то есть способствуют укреплению курса рубля. Следуя этой логике, по мере нормализации импорта и роста рублевой денежной массы давление на рубль будет только нарастать.

Судя по статистике внешней торговли, блокировки платежей и отказы обслуживать транзакции, связанные с Россией, преимущественно повлияли на импорт. Согласно данным Федеральной Таможенной Службы, за 5 месяцев 2024 года экспорт год к году сократился на 0,6% до $172,1 млрд, а импорт – на 8,5% до $107,8 млрд. Профицит внешней торговли вырос на 16,3% или $64,3 млрд в денежном выражении. Это стало главной причиной укрепления курса рубля в мае-июне. Во II квартале 2024 года профицит счета текущих операций сформировался на уровне $18 млрд. Он увеличился на 125% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года ($8 млрд) как за счет сокращения импорта (-6% год к году), так и за счет расширение экспорта (+1% год к году) с учетом роста цен на нефть.

Из обзора рисков финансовых рынков, опубликованным Банком России, следует, что чистые продажи валюты 30 крупнейших российских экспортеров в июне 2024 года составили около $14,6 млрд, снизившись на 2% относительно мая. При этом совокупный объем нетто-покупок валюты в июне составил 100,2 млрд рублей, сократившись относительно мая в 1,8 раза (178,9 млрд рублей). Этот дисбаланс приводит к усилению курса рубля.

В такой ситуации правительство уже два раза снижало требование по продаже валютной выручки. Сейчас российские компании-экспортеры обязаны продавать на внутреннем рынке 40% своей валютной выручки. Это должно убрать навес валюты, который естественным образом приводит к ненужному укреплению курса рубля (экспорт в валюте при продаже за рубли стоит меньше).

Стоит также отметить, что в ситуации сохранения стабильного и даже укрепляющегося курса рубля с валютного рынка ушли спекулятивные настроения от населения. Согласно данным ЦБ, в июне не наблюдалось роста спроса на наличную иностранную валюту: физические лица приобрели наличной валюты на сумму 15,7 млрд рублей, против среднего уровня в январе-мае 2024 года 21,9 млрд рублей.

Также хотелось бы обратить внимание, что из данных ЦБ РФ о валютной структуре внешнеторговых расчетов следует, что доля платежей в российских рублях при оплате импортных поставок в РФ товаров и оказания услуг в мае 2024 года достигла нового максимума – 41,8%, против апрельского уровня 41,1%. При оплате импорта из стран Азии доля рублевых платежей достигла нового максимума – 37,7%, против апрельского уровня 36,1%. При оплате российского экспорта товаров и услуг странами Азии в мае также установлен рекорд – впервые более половины поступивших платежей были выполнены в валютах так называемых «дружественных» стран – 52,9%, против 47,4% в апреле.

Столь высокие показатели по расчетам за экспорт и импорт в рублях не должны вызывать удивление, ведь российская нефть в основном своем объеме сейчас идет на экспорт в Китай и Индию. Из Китая же Россия и получает подавляющее большинство товаров по импорту. Из-за проблем с совершением платежей через SWIFT, операций в твердой валюте с так называемыми «недружественными» странами почти не ведется.

Также свою позитивную роль в крепком курсе рубля сейчас играет повышенный уровень ключевой ставки Банка России. 26 июля пройдет очередное заседание по ДКП. С высокой вероятностью регулятор повысит ключевую ставку с 16% до 18%. В этой связи ЦБ вероятно увеличит прогнозы по инфляции, при том, что в России пока не наблюдается явного замедления кредитования ни населения, ни корпоративного сектора. Вероятно, Центробанк оставит «жесткий» комментарий, что ставка может быть повышена и еще долго сохранится на повышенных уровнях.

Какие факторы могут повлиять на курс рубля в кратко- и среднесрочной перспективе? До конца месяца курс рубля может показать еще одну волну укрепления на росте продаж валютной выручки от экспортеров до следующего понедельника. Напомним, что 29 июля компании уплачивают Единый налоговый платеж. В этом месяце в его состав будет включен не только июньский налог на добычу полезных ископаемых, но и налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) за II квартал, который эксперты Reuters оценили в 500 млрд рублей. Плюс к этому, компании-экспортеры проводят в конце этого месяца окончательные расчеты по другим налогам за II квартал.

Среднесрочно на курс рубля может повлиять текущая просадка цен на нефть. 23 июля котировки Brent опустились до $82 за баррель – это минимум с начала июня. Что касается цены на нефть марки Urals, то в первой половине июля она торговалась в диапазоне $73,9-74,5 за баррель. То есть ее дисконт относительно эталонной нефти North Sea Dated (корзина из североморских сортов Brent, Forties, Oseberg, Ekofisk и Troll) в июле составлял $13,05-13,7 на баррель, согласно данным агентства Argus. Помимо этого, в последние недели Россия снижала экспорт своей нефти в рамках выполнения договоренностей ОПЕК+. Четырехнедельный средний объем экспорта сырой нефти из России к середине июля упал до самого низкого уровня с января, снизившись примерно на 570 тысяч баррелей в сутки с годовых максимумов, показанных в апреле. Только за две последние недели падение экспорта составило около 11%.

С временным лагом в 1,5-2,0 месяца это снижение объемов экспорта и цен на нефть отзовется падением экспортной выручки. Не в нашу пользу играют и согласование ЕС новых мер против российского «теневого флота». Этот план направлен на то, чтобы нарушить работу флота из примерно 600 судов, которые используются Москвой для транспортировки около 1,7 млн баррелей нефти в день.

Мы полагаем, что вероятный диапазон по курсу доллара до конца июля: 87-89 рублей, а по китайскому юаню – торговля в диапазоне 11,8-12,0 рублей. Однако в августе-сентябре позиции рубля могут ослабнуть.   
 

Комментарии