Январь на глобальных рынках продолжил по инерции тренд декабря, когда Федрезерв США взял курс на постепенное ужесточение монетарной политики
Глобальные и сырьевые рынки
Январь на глобальных рынках продолжил по инерции тренд декабря, когда Федрезерв США взял курс на постепенное ужесточение монетарной политики. Неожиданное решение Комитета по открытым рынкам США повременить с очередным повышением ключевой процентной ставки стало известно рынку только в конце месяца. Это привело к формированию новых трендов. Большая часть первого месяца 2016 года прошла под эгидой умеренного ослабления американского доллара, который пытался осторожно снижаться от мощного уровня сопротивления 100 по индексу корзины из 6 валют, DXY. Тем не менее, поскольку этот процесс был весьма вялым и невнятным, сильных трендов в активах и индексах на рынках замечено не было (см. сравнительный график ниже).
График 1. Сравнение динамики золота, серебра, цинка, нефти Brent, пары евро/доллар и индекса S&P 500 за январь 2016 г.
Источник: Bloomberg
Как видно из сравнительной диаграммы, в плюсе январь закончили лишь драгметаллы (серебро +3,87%, золото +5,0%) и цинк (+6,6%). В последнем случае основными драйверами выступили не столько данные по международной торговле металлом, сколько низкий уровень складских запасов на Лондонской бирже металлов (LME), а также эффект «низкой базы». Несмотря на то, что доллар более или менее заметно ослаблялся к мировым валютам, динамика евро в январе была малопримечательной: за месяц панъевропейская валюта подорожала к «американцу» всего на 0,3%, поэтому ни о каких признаках усиления аппетита к рискам говорить не приходилось. На этом фоне продолжающимся и усиливающимся - несмотря на эпизодические инфовбросы на тематику ОПЕК и вероятного понижения производственных квот - нисходящим трендом отличились оба ключевых сорта нефти. Так, нефтяные фьючерсы на Brent потеряли, по итогам прошедшего месяца, около 11%, что по всем меркам выглядело избыточно: общее мнение экспертов и инвесторов склонялось к тому, что при приближении котировок к уровням $30 за баррель, на котором находились мощные хеджевые позиции крупных нефтяных игроков/спекулянтов и нефтеэкспортёров, дальнейший понижательный импульс должен был затухать. Повторимся, что в реальности этого не произошло.
Зато настоящей сенсацией месяца стало неожиданное решение 29 января Банка Японии снизить депозитную ставку до минус 0,1% против прежних плюс 0,1%, которое обозначило настоящую головоломку для Федрезерва и ЕЦБ, словно приглашая последних к «честному состязанию». Решение банка Японии, ставшее в целом неожиданностью для финансовых рынков, вызывало рост акций в Японии и на азиатских биржах до 2-недельных максимумов, хотя соседний китайский рынок не обнаружил сколько-нибудь заметной вовлеченности в данный процесс. Китайские континентальные индексы, а также гонконгский HangSeng продолжили коррекции на фоне опасений роста числа банкротств банков Поднебесной из-за снижающегося кредитного качества местных заёмщиков. Учитывая весьма невдохновляющую макростатистику по США, выходившую в декабре и январе, а также крайне посредственные годовые финансовые отчёты американских компаний (в особенности, представителей реального и технологических секторов) после действий Банка Японии на рынке начали множиться предположения о том, что Федрезерв США не сможет выполнить своё декабрьское обещание повысить ключевую ставку, ставку по Федеральным фондам, четырежды на протяжении 2016 года.
Российский рынок акций
В конце 2015 года казалось, что ситуация на мировых рынках хуже быть уже не может. Но начало 2016 года развеяло эти сомнения. В середине января котировки Brent опустились в район $27, USD/RUB в моменте вырос до 86. При этом индекс РТС достиг 625 пунктов – семилетний минимум (до значения на пике кризиса 2009 года - 550 пунктов – оставалось лишь 10%). Это было локальное дно – от этих уровней мировые рынки уверенно отскочили вверх. В конце января Brent вернулась в боковик $30-35, а индекс РТС в район 740 пунктов. Динамика индекса ММВБ была более сглаженной – падение нефти было компенсировано ослаблением рубля. Отметим, что российский фондовый рынок активно рос во второй половине месяца (+10% за две недели).
График 2. Динамика индексов ММВБ и РТС в январе 2016 г.
Источник: Московская биржа
На фоне слабого рубля спросом пользовались акции «голубых фишек» со стабильной валютной выручкой – ГМК «Норильский Никель» (+8.5% во второй половине января), НЛМК (+17%), Роснефть (+18%), ЛУКОЙЛ (+20%), Газпром (+10%). В выигрыше оказались также привилегированные акции Сургутнефтегаза. Его финансовые результаты (а соответственно, и размер дивидендов) в последние кварталы в большей мере определяются переоценкой долларового депозита компании (составляющего около $35 млрд), чем его операционной деятельностью. В аутсайдерах были акции ритейлеров Магнита, ДИКСИ, Ленты на фоне сокращения потребительского спроса со стороны населения.
Долговой и денежно-кредитный рынок
В январе долговой рынок существенно трансформировался под сохраняющемся давлением со стороны глобального рынка, преимущественно нефти. Штормило национальную валюту, подскочили и доходности ОФЗ. Так, в среднем, ставки по бумагам выросли на 70 б.п. Причем короткий отрезок кривой сроком до 3 лет почти не пострадал. Это объясняется тем, что данный участок и так был сильно перегрет. В итоге, форма кривой ОФЗ меньше стала походить на «лыжный трамплин» и приобрела более пологий вид.
В этой связи, короткие бумаги сейчас являются приоритетными к покупке, особенно это касается инструментов с плавающей купонной ставкой, привязанной к уровню инфляции в России, либо индикативной межбанковской ставке RUONIA. Таковые сейчас регулярно предлагает Минфин на аукционах. Спрос остается стабильно высоким, часто превосходя объем предложение в несколько раз.
График 3. Динамика кривой доходностей ОФЗ.
Источник: Банк России
В итоге, ценовой индекс государственных облигаций RGBI, рассчитываемый Московской биржей, просел на ощутимые 1.45%, до уровня 124.3 пунктов. А вот корпоративные бумаги выглядели более уравновешенными. Их ценовой индекс MICEXCBICP снизился в 3 раза (91.35 пунктов; -0.54%). Корпоративные бумаги надежных российских эмитентов являются нашими фаворитами, предлагая большую ставку, нежели ОФЗ, и при этом являясь на текущий момент более стрессоустойчивыми.
При этом на денежно-кредитном рынке все пока достаточно спокойно. Резких всплесков ставок или иных тревожных явлений здесь не наблюдается. Банк России пока воздержался от каких-либо действий по ключевой ставке, оставив все на своих местах. Однако в целом, определенные предпосылки для продолжения понижения ставки имеются. Согласно вышедшим за январь данным по инфляции, последняя была почти в 4 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года: 1% против 3.9%. В феврале заседания по ставкам не будет, а вот в марте Банк России таковое проведет, причем сопроводит это докладом по денежно-кредитной политике (а это бывает не каждый раз). Если и в феврале удалось бы зафиксировать снижение темпов роста цен, то это уже могло бы стать аргументом для продолжения регулятором политики стимулирования.
Валютный рынок
Январь ознаменовался для рубля новыми неудачами. По итогам месяца, курс доллара США вырос на Московской бирже еще на 2.5% - до уровня 75.4 рубль/доллар. В моменте же, в ходе биржевых торгов курс достигал значения 85.999 рубль/доллар.
График. Динамика курса доллара в январе 2015 г.
Источник: Московская биржа
Если обратиться к статистике прошлых 9 лет (начиная с 2007 ода.) и фактору сезонности, то можно увидеть следующую картину. В январе за исследуемый период времени рубль слабел 5 из 9 раз, в феврале – всего 3 раза из 9, в марте итого меньше – 2 раза. Так что статистика в ближайшие пару месяцев будет на стороне рубля.
Комментарии