И вновь о дивидендах «Газпрома»
На прошлой неделе «Газпром» в очередной раз показал, что инвесторам навсегда стоит забыть о существовавшем до 2018 года стереотипе, что «Газпром» – это неэффективная государственная компания, в интересы которой не входит рост акционерной стоимости.
Газовый гигант неожиданно объявил о выплате 12,55 рублей дивидендов на акцию, что на 3,5 рубля превысило консенсус. Превышение консенсуса связано с тем, что «Газпром» на год раньше перейдёт на выплату 50% скорректированной прибыли по МСФО в виде дивидендов. Ранее ожидалось, что по итогам 2020 года норма выплат составит только 40%.
«Газпром»: санкции против фундаментальных факторов
Ключевым фактором, который позволяет «Газпрому» раньше запланированного увеличить выплаты, является крайне благоприятная ситуация на газовом рынке Европы. Цены на хабе TTF находятся около отметки в $260 за тысячу кубометров, что является максимумом с 2018 года. Основным драйвером роста цен стала холодная зима, которая привела к росту потребления и снижению запасов в газохранилищах. На данный момент газохранилища в Европе заполнены только на 29%, хотя год назад данный показатель находился на уровне 57% из-за тёплой зимы и пандемии. «Газпром» активно пользуется благоприятной рыночной конъюнктурой и в первые увеличил поставки газа в дальнее зарубежье на 30,7%. За счёт роста цен и объёмов газовый гигант сможет значительно улучшить свои финансовые показатели в первом полугодии 2021 года, что и позволяет выплатить повышенные дивиденды.
Основным сдерживающим моментом для котировок «Газпрома» традиционно является санкционная риторика в отношении проекта «Северный поток-2» и России в целом. Напомним, что «Северный поток-2» – это газопровод из России в Германию мощностью 55 млрд куб. м в год. Стоит отметить, что ввод газопровода в эксплуатацию не приведёт к немедленному росту экспорта «Газпрома» в Европу, а лишь позволит диверсифицировать поставки, снизив зависимость от транзита через такого ненадёжного партнёра, как Украина. Кроме того, «СП-2» приведёт к снижению расходов на транспортировку, а экономический эффект проекта оценивается приблизительно в $1 млрд – существенную, но совсем не критичную цифру для
«Газпрома».
Ещё в конце 2019 года США замедлили строительство газопровода, введя санкции против швейцарской компании Allseas, занимавшейся трубоукладочными работами. С тех пор штаты постоянно расширяли ограничения, затрагивая буквально все компании, участвующие в строительстве. Логика США понятна – «Газпром» является ключевым конкурентом для растущего экспорта американского СПГ в Европу. Себестоимость заокеанского сжиженного природного газа значительно выше, чем у «Газпромовского» газа, что затрудняет конкуренцию и является причиной поиска альтернативных способов увеличить долю рынка.
На данный момент США разрабатывают очередные ограничительные меры, которые должны остановить строительство. При этом пока затруднительно сказать, о каких мерах может идти речь. Строительство завершено уже на 95%, а ключевыми трубоукладчиками являются российские суда «Академик Черский» и «Фортуна». В такой ситуации сложно придумать санкции, которые эффективно замедлят проект, но не испортят отношении США с Германией, которая является главным бенефициаром газопровода в Европе и основным партнёром «Газпрома». На этом фоне мы считаем, что прогноз «Газпрома» о завершении строительства «Северного Потока-2» в 2021 можно считать базовым сценарием.
Если подводить итог, то на наш взгляд, политические риски, связанные со строительством «Северного Потока-2» преувеличены в связи с ограниченным экономическим эффектом от проекта и сложностями в разработке новых санкций. На этом фоне благоприятная ситуация на газовом рынке Европы может позволить акциям «Газпрома» наконец вернуться к максимумам 2019-2020 годов. Прочими существенными рисками в данной истории остаются резкая коррекция цен на газ, а также жёсткие санкции против РФ в целом, которые могут привести к падению всего российского рынка.
Комментарии