Оператор морских перевозок углеводородов «Совкомфлот» представил отчет за третий квартал.
Основные показатели
- Долларовая выручка снизилась на 4% квартал к кварталу.
- Рентабельность по EBITDA и чистой прибыли, напротив, выросла – на 3,2 п.п. квартал к кварталу (до 57,5%) и на 17,1 п.п. квартал к кварталу (до около 40%) соответственно.
Что поддерживало финансовые результаты компании, а что оказывало давление на них
Ставки фрахта снизились, но все еще на высоком уровне. На мировых рынках ставки рухнули на 35% квартал к кварталу в силу сезонности (летом спрос традиционно ниже), на российском же рынке коррекция была более скромной (в том числе на фоне сохранения дефицита танкеров и премиальности рынка). После летнего спада ставки фрахта на нефтяные танкеры несколько восстанавливаются, а на танкеры-продуктовозы демонстрируют нейтральную динамику. В начале 2025 года поддержку ставкам фрахта может оказать снижение ограничений на добычу нефтяными компаниями. Это приведет к росту морских экспортных поставок и, возможно, повысит премию за российские танкеры, что позволит «Совкомфлоту» получать повышенную маржу.
Большая часть поставок реализуется по долгосрочным договорам. Речь примерно о 70% отгрузок компании, остальное она реализует по спотовым ценам. Компания заявляет, что долгосрочные контракты имеют высокую обеспеченность, что защищает ее финансовые результаты от волатильности. На 2025 год «Совкомфлот» имеет порядка $1 млрд законтрактованный выручки.
Санкционные суда снова в деле, но неизвестно, надолго ли. В феврале 2024 года «Совкомфлот» и его 14 танкеров (около 10% от флота) попали под санкции США. Международные партнеры начали опасаться вторичных санкций, поэтому перестали принимать российскую нефть с танкеров компании. В связи с этим большая часть санкционных судов «Совкомфлота» простаивала во втором квартале. В третьем же они постепенно начали возобновлять транспортировку нефти (по данным СМИ). При этом неопределенность относительно дальнейшей загрузки санкционного флота компании остается высокой.
Комментарий аналитиков «Т-инвестиции»
Ослабление рубля играет на руку, как и высокие процентные ставки. Компания зарабатывает в долларах, поэтому ослабление национальной валюты приводит к росту ее доходов в рублях ($47 млн прибыли от курсовых разниц в третьем квартале). Более того, у «Совкомфлота» есть свободная ликвидность, которую он размещает на депозитах под высокие ставки (чистые финансовые доходы компании в третьем квартале достигли $11,1 млн). При этом процентные расходы компании стабильны из-за низкой долговой нагрузки (чистый долг/EBITDA всего 0,1х).
Что с дивидендами
Компания планирует сохранить выплаты на уровне 50% от скорректированной прибыли. Высокий запас денежных средств и низкая долговая нагрузка позволяют ей это сделать. Дивиденды за 2024 год, по нашим оценкам, могут составить около 12,2 рублей на акцию и принести инвесторам 12,8% доходности. Однако в этом году вероятна только одна выплата по итогам года из-за снижения ставок фрахта и давления санкций.
Что с акциями
Сейчас бумаги «Совкомфлота» торгуются с форвардным EV/EBITDA (учитывает прогноз на 2024 год) на уровне 2,5х. Такой уровень мультипликатора предполагает дисконт около 40% к историческому уровню. Однако нужно помнить, что логистика крайне циклическая отрасль, поэтому мультипликаторы могут быть обманчивы, а переход акций к росту – продолжаться долго.
Мы сохраняем рекомендацию «держать» для акций «Совкомфлота» с таргетом 118 рублей за акцию. Пик финансовых результатов компании пройден, а санкционное давление ощутимо сказывается на деятельности компании. На данный момент бумаги «Совкомфлота» могут привлекать инвесторов только дивидендами. Однако на нефтяном рынке можно найти более привлекательные акции с высокой дивидендной доходностью.
Комментарии