У рынка электромобилей хороший потенциал долгосрочного роста
По нашим прогнозам, к 2025 рынок электромобилей вырастет в 5 раз с уровня 2018. От этого выиграют все компании в цепочке создания стоимости: производители сырья, комплектующих, аккумуляторных элементов и самих электромобилей.
Значительное снижение выбросов CO2 к 2030, что прописано в экологических требованиях ведущих стран, таких как США, Китай и Европейский Союз.
Период окупаемости электромобиля относительно машины с ДВС к 2025 году должен снизиться с 5-7 лет до 3х, что будет способствовать росту спроса.
Производители планируют к 2025 увеличить долю электрических и гибридных автомобилей до более чем 50% (VW – до 100%, Renault до 90%, Nissan до 70%) и серьезные препятствия в краткосрочной перспективе. Позитивные долгосрочные ожидания перспектив рынка электромобилей не отменяют цикличности автоиндустрии и ее зависимости от глобальной макроэкономической обстановки. Это уже отражено в текущей динамике продаж.
За девять месяцев 2019 года продажи автомобилей в мире упали на 6% г/г до 66.9 млн шт., в Китае – на 12% г/г до 15 млн шт., в США – на 10%. Ранее продажи ежегодно росли на 4%.
Китай может вновь сократить субсидии на покупку электромобилей (июньское сокращение вызвало падение продаж на 5% за июнь и на 34% в сентябре).
Мировой автопром очень зависим от глобальной экономики – американокитайских торговых переговоров и замедления мирового экономического роста. Детальный взгляд на стоимостную цепочку в производстве аккумуляторов Мы представляем глубокий анализ отрасли, включая производство сырья и
компонентов для аккумуляторов, спрос со стороны производителей электромобилей, финансовые показатели участников индустрии и основные мировые тенденции.
Никелевые аккумуляторы
Главным фактором станет переход на стандарт NMC 622 (шесть частей Ni, две части Mn, две части Co) и далее – на NMС 811.
Твердотельные аккумуляторы
производство может начаться после 2020. Это обеспечит увеличение дальности поездки и ускорение зарядки электромобилей. Сырье для аккумуляторов: прогнозы цен на никель, кобальт и литий В целом, рынок находится в избытке. Цены на эти материалы резко выросли из-за эйфории ожиданий спроса на электромобили в 2015-17, но затем упали: рынок переоценил эффект краткосрочного потенциала увеличения спроса.
Лучше всего фундаментальные показатели никеля
По прогнозам, к 2030 спрос со стороны электромобильной отрасли вырастет с текущих 4% почти до 50% благодаря переходу на аккумуляторы с повышенным содержанием никеля.
Прогноз цен на кобальт - нейтральный
Glencore объявила о закрытии рудника Мутанда (15% мирового производства). Сокращение предложения должно нивелировать эффект замещения этого материала в катодах никелем.
Предложение лития продолжит превышать спрос вследствие ввода в строй новых производственных проектов в Австралии. Рыночная оценка производителей лития (более 9x EV/EBITDA) представляется завышенной. Во что инвестировать? Норникель, ряд иностранных компаний, некоторые ETF Мы считаем лучшей ставкой на рост электромобильной отрасли Норникель: рыночная оценка по-прежнему дешевая, дивиденды высокие, а объемы производства будут расти. Иностранных производителей мы ранжируем по параметрам оценки, долговой нагрузки, темпов роста и динамики акций. Также представляем обзор доступных ETF.
Целевая цена акций Норникеля повышена до $33.0/GDR (ВЫШЕ РЫНКА) ввиду увеличения наших прогнозов цен палладия и никеля в 2020 (до $1 550 / унц. и $14 500 / т, что все еще существенно ниже спотовых цен).
Привлекательные иностранные компании
GEM, Shenzhen Capchem, Tianqi Lithium. По ним мы не даем целевых цен и рейтинга.
Единственный сравнительно крупный и ликвидный ETF в сегменте – LIT US (рын.кап. $480 млн, средний дневной оборот – $2.9 млн), следующий за SoloactiveGlobal Lithium Index.
Ужесточение регулирования способствует росту рынка электромобилей
Одним из основных драйверов рынка электромобилей является более жесткое регулирование выбросов CO2 на фоне перехода к экологичному потреблению. В 2018–2019 был принят ряд постановлений, обеспечивающих дополнительную поддержку растущему спросу на электромобили. Все больше стран, включая Норвегию, Францию, Великобританию, планируют запретить потребление топливных автомобилей в ближайшие десятилетия (см. Рис. 3 для подробной информации).
С течением времени Евросоюз устанавливал все более жесткие требования к выбросам. Первоначально был установлен целевой показатель выбросов CO2 в 95 г/км для транспортных средств малой грузоподъемности (LDV), начиная с 2020 года. 17 апреля 2019 года ЕС ввел дополнительную обязательную цель в 59 г/км с 2030 года. В Китае правительство приняло программу государственных субсидий с апреля 2019 для новых энергетических транспортных средств. Так, было выделено 22 тыс юаней для 50+ км PHEV и 105 тыс юаней для BEV.
В дополнение к регулированию на государственном уровне, большинство городов заключают соглашения по сокращению использования автомобилей. Так, Афины, Мадрид, Мехико и Париж обязались прекратить использование дизельных легковых и грузовых автомобилей к 2025. Кроме того, 34 крупнейших города мира собираются к 2025 году использовать только автобусы без ДВС и перейти к нулевому уровню выбросов к 2030 году. Некоторые другие локальные шаги, которые уже были реализованы, включают в себя запрет на использование автомобилей в первое воскресенье месяца в Париже, запрет на автомобили из Центрального парка в Нью-Йорке и многие другие.
Снижение выбросов CO2 является мировой тенденцией. США и Канада планируют к 2025 году достигнуть уровня 99 г/км, что является вторым самым низким показателем после Евросоюза (81 г/км к 2025 году). Китай заявил о намерении достичь отметки 117 г/км к 2020 (снижение на 13% по сравнению с уровнями 2018 года), а Индия – 113 г/км к 2022 (–5% с 2018). Сокращение выбросов CO2 может способствовать увеличению продаж электромобилей, которые, согласно прогнозу Международного энергетического агентства, должны достичь 55 млн электромобилей к 2025 году и почти 135 млн электромобилей к 2030 году.
В июне 2017 на межправительственной Конференции по чистой энергии (CEM) была запущена программа EV30, целью которой является увеличение продаж электромобилей до 30% к 2025 году в странах-участниках. В настоящее время в кампании участвуют 11 стран, включая Канаду, Францию, Японию и Китай, а также 29 поддерживающих компаний и организаций. В сценарии EV30 к 2025 году число запасов электромобилей в мире может составить приблизительно 100 млн штук, а в 2030 году – 225 млн, что вдвое выше текущих рыночных прогнозов.
Гибридные и полностью электрические автомобили будут доминировать в долгосрочной перспективе
Ожидается, что доля гибридных и полностью электрических автомобилей будет доминировать в структуре производства, что обусловлено изменениями в законодательстве, а также потенциальными будущими снижениями в стоимости по мере технологических усовершенствований. Большинство ведущих автопроизводителей намеревается к 2025 году увеличить долю гибридных и полностью электрических автомобилей в своих продуктовых линейках до уровня выше 50%. В частности, Renault планирует достичь доли в 60% гибридных автомобилей и 29% полностью электрических, а Volkswagen – 75% гибридных и 26% полностью электрических.
Комментарии