В Москве ухудшается ситуация для агрегаторов такси и каршеринга; негативно для «Яндекса»

10 апреля Правительство Москвы объявило о приостановке работы каршеринга в рамках ужесточения карантинных мер в период с 13 по 19 апреля. Оказывать услуги такси смогут только перевозчики, у которых есть разрешение на работу на территории Москвы и/или Московской области. Кроме того, как сообщила в субботу газета РБК, московские власти предложили московским агрегаторам такси «Яндекс.Такси» (YNDX US, выше рынка, прогнозная цена $48,3), «Ситимобил» (часть СП Mail.ru (MAIL LI, выше рынка, прогнозная цена $31,9) и Сбербанка в сегменте O2O), Gett, ВЕЗЕТ и In Driver снизить комиссии для водителей на фоне слабого спроса. Размер снижения столичные власти не обозначили.

По данным Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы на 10 апреля, количество поездок на такси сократилось на 62%, на каршеринге – на 59% в сравнении с аналогичным периодом 2019 года.

Введение с 15 апреля режима цифровых пропусков на передвижения по Москве и Московской области, вероятно, приведет к дальнейшему снижению трафика такси. Чтобы минимизировать убытки, каршеринг и такси меняют свои бизнес модели, направляя свои автомобили на выполнение заказов по доставке. Так, каршеринг YouDrive (входит в состав СП в сегменте O2O) на время карантина передаст свои автомобили Сбермаркету.

Новые ограничения для агрегаторов такси и каршеринга свидетельствуют об ухудшении прогноза этого рынка на 2 квартал 2020, и особенно прогноза «Яндекса», который владеет «Яндекс.Такси» и «Яндекс.Драйв» и полностью консолидирует эти две компании в своей финансовой отчетности по МСФО. На «Яндекс.Такси» пришлось 22% выручки группы в 2019, выручка от услуг каршенирнга не раскрывалась; по нашей оценке, она могла составить приме рно 6-7 млрд рублей в 2019 году (3-4% выручки). 

Убытки «Яндекс.Драйв (с момента запуска этого бизнеса его EBITDA была негативной), вероятно, сильн вырастут в 1 квартале и 2 квартале, так как компания продолжает нести издержки, связанные с арендой парка автомобилей, а также другие постоянные издержки. Сложившаяся ситуация на рынке такси и каршеринга никак не повлияет на выручку и EBITDA Mail.ru за 2020 год, так как компания не консолидирует финансовые результаты этих бизнесов в своей отчетности.

«Ситимобил» и YouDrive входят в состав СП в сегменте O2O, в котором Mail.ru принадлежит 50%, и компания отражает пропорциональный убыток от СП в сегменте O2O (методом долевого участия) ниже строки EBITDA в отчете о прибылях и убытках. Mail.ru представит свои финансовые результаты за 1 квартал 2020 23 апреля, «Яндекс» – 28 апреля.

Комментарии