Как рубль начинает новый год

Начало 2026 года получилось для курса пары доллар-рубль достаточно активным. 5 января курс доллара на OTC взмыл наверх, протестировав отметку 81,3. Следует заметить, что рост курса валюты начался еще в пятницу, 2 января. В настоящее время торги на внебиржевом рынке ведутся на отметке вблизи 78,9 рублей. Официальный курс Банка России на 13 января составляет 78,79 рублей.

Вместе с тем произошел ряд важных событий, которые могут в долгосрочной перспективе повлиять на развитие тренда:

  • Во-первых, 3 января США провели военную операцию в Венесуэле, в рамках которой был захвачен глава государства Мадуро.
  • Во-вторых, США продолжили танкерную войну, захватив супертанкер Bella-1, который сменил имя на Marinera и был внесен в российский морской регистр судоходства с 01.01.2026 — то есть фактически США осуществили захват российского танкера.
  • В-третьих, в Иране начались беспорядки, охватившие порядка 200 городов, а Трамп в настоящее время угрожает начать военную операцию против исламской республики. Понятно, что события в Иране развиваются с достаточно активным участием США и Израиля и могут закончиться полноценным вооруженным конфликтом на Ближнем Востоке.

Если оценивать все данные события для России со стороны геополитики, то мы бы в целом скорее оценили их отрицательно, так как Венесуэла и Иран являются геополитическими союзниками, а захваченный танкер демонстрирует отсутствие опасений американского президента в создании casus belli и создает опасный прецедент для так называемого теневого флота, перевозящего в том числе и российскую нефть.

Результатом всех последних событий также является определенное усиление американской переговорной позиции по российско-украинскому треку, а вероятность деэскалации этого конфликта, наоборот, по нашему мнению, в самое ближайшее время снижается. Это может смещать траекторию ключевой ставки ЦБ в пользу сохранения более жесткой ДКП на долгосрочном треке, что, как следствие, будет продолжать оказывать поддержку рублю.

Если перейти к анализу каждого конкретного случая, то наиболее простым кейсом в данной череде событий является захват российского танкера. Мы полагаем, что ситуация со сменой флага танкером Bella-1 была достаточно рационально использована руководством Белого дома, так как использование временного флага скорее демонстрирует отсутствие у поддерживающей стороны (в данной ситуации России) желания нести силовые издержки и несет в себе исключительно политический посыл. Таким образом, риски со стороны США при атаке на танкер были минимальны и продемонстрировали определенную решимость и в дальнейшем действовать аналогичным образом.

Для транспортировки российской нефти это создает дополнительные издержки, что будет оказывать определенное негативное влияние на спрэды на российские сорта. 13 января Минэкономразвития опубликовало данные по цене на нефть марки Urals за декабрь 2025 года – она составила $39,18 на баррель. Это означает, что средняя цена на российский флагманский сорт нефти в 2025 года сложился на уровне $55,6 на баррель, а средний спрэд с ценой на нефть марки Brent составил около $12 на баррель, расширившись с $8-9 на баррель в середине 2025 года до $18-20 на баррель в конце прошлого года на фоне очередного витка санкционного давления.

Кейс с силовой операцией в Венесуэле в настоящее время активно обсуждается в свете получения США контроля над крупнейшими физическими запасами нефти. Аналогичная ситуация может получиться и в Иране, если США и Израиль спланируют и проведут успешную операцию на Ближнем Востоке. Таким образом, прослеживается совершенно определенная стратегия, создающая риски для потребителей нефти. Что характерно, одним из крупнейших покупателей нефти как у Венесуэлы, так и у Ирана является Китай.

Таким образом, новые шаги администрации Белого дома создают в первую очередь угрозу КНР, что все же приносит России определенные дивиденды в качестве размена за утрату влияния в регионе. Во-первых, это еще больше сближает страны и может уже со своей стороны усилить переговорные позиции России, которую еще больше будет поддерживать КНР. Во-вторых, с точки зрения экономики это, возможно, позволит нарастить поставки российских энергоносителей и положительно отразится на нефтегазовых доходах бюджета. Хотя, пока что этот вопрос остается с

Не вполне понятно, как будет дальше развиваться ситуация с добычей в Венесуэле, так как по самым предварительным подсчетам увеличение добычи потребует существенных инвестиций и продолжительного времени. Тезис о контроле Венесуэлы с целью воздействия на цены на нефть на мировом рынке, по нашему мнению, выглядит не вполне состоятельным, так как американский нефтяной сектор не заинтересован в еще большем снижении цен на нефть на мировых рынках и в росте предложения.

Иран является более серьезным вызовом для КНР и России. С точки зрения производства традиционных углеводородов производство страны превышает добычу в Венесуэле более чем в три раза. На краткосрочном треке удары по Ирану создадут риски для глобального нефтяного рынка, из-за чего возможен существенный рост нефтяных цен, что также краткосрочно может стать положительным фактором для доходов российского бюджета.

Технически по паре доллар-рубль мы по-прежнему пока что не видим существенных сигналов к смене действующего тренда. В настоящее время курс доллара опустился к локальной трендовой линии. Это означает, что, возможно, последует отскок наверх и возврат к отметке 81,3 рублей.

Если же обратить внимание на долгосрочный график (1 месяц), то можно заметить, что угол наклона регрессионного ценового канала по-прежнему остается положительным, это означает, что несмотря на достаточно затяжной снижающийся тренд, общая тенденция для курса доллара все еще остается бычьей.

 

Комментарии