Как рынок труда может повлиять на решение ФРС по ставке

 
Опубликованный отчет BLS по рынку труда в США за сентябрь – один из ключевых отчетов перед заседанием ФРС 6-7 ноября, поэтому рынки ждали его с особым вниманием, так как от данных по рынку труда и инфляции зависит, в частности, следующий шаг ожидаемого снижения ставки ФРС: 25 или 50 б.п., и в целом прогнозы траектории ставки.

Отчет в сочетании с другими вышедшими на этой неделе показателями рынка труда оказался значительно сильнее ожиданий рынка и показал, что опасения резкого роста безработицы пока оказались преувеличены, а инфляционные риски, в том числе со стороны темпов роста зарплат, возможно, недооценивались.

Таким образом, ФРС пока рано полностью списывать со счетов инфляционные риски и бросаться спасать рынок труда, что говорит в пользу большей осторожности в траектории снижения процентной ставки. В официальных документах ФРС последних месяцев говорится, что риски ценовой стабильности и максимальной занятости сейчас примерно равны (и оба находятся в ее поле зрения), однако на фоне выходивших ранее слабых данных по рынку труда в июле-августе ожидания рынка несколько сместились в сторону приоритетности для ФРС защиты занятости.

Сегодняшний отчет ставит эту идею под сомнение. Впрочем, данные BLS весьма волатильны и впоследствии часто сильно пересматриваются. До заседания ФРС выйдет еще отчет по инфляции за сентябрь и отчет по рынку труда за октябрь.

Обращаем внимание на следующие детали

  • Уровень безработицы неожиданно снизился с 4,2% до 4,1% (консенсус не предполагал изменений). В июле показатель достиг 4,3% (максимум с октября 2021 года), что вызвало серьезные опасения рынка, и могло стать одним из факторов снижения ставки ФРС в сентябре сразу на 50 б.п. Новые данные показывают, что охлаждение «перегретого» после пандемии рынка труда идет достаточно плавно. Год назад безработица составляла 3,8%, а полувековой минимум (3,4%) был в апреле 2023 года. 
  • Прирост рабочих мест за сентябрь (254 тысяч) оказался максимальным за полгода, значительно сильнее консенсус-прогноза (140 тысяч) и выше среднемесячного значения за последние 12 месяцев (203 тысячи). Наиболее репрезентативное для оценки рынка труда количество новых рабочих мест в частном секторе (223 тысячи) также стало максимальным за полгода и значительно выше консенсус-прогноза (125 тысяч). 
  • Данные по приросту рабочих мест за предыдущие два месяца пересмотрены в сторону повышения суммарно на 72 тысячи – в частности, в июле было создано не 89 тысяч рабочих мест, а 144 тысячи, а в августе не 142 тысячи, а 159 тысяч. 
  • Инфляционное давление со стороны роста зарплат усиливается: прирост средней почасовой оплаты труда второй месяц подряд обгоняет консенсус-прогноз. 

В сентябре он составил 0,4% месяц к месяцу (консенсус 0,3% месяц к месяцу, а данные за август пересмотрены с 0,4% месяц к месяцу до 0,5% месяц к месяцу после июльских 0,2% месяц к месяцу. В годовом выражении рост средней почасовой оплаты труда в сентябре ускорился до 4,0% (максимум за четыре месяца) против консенсус-прогноза 3,8%, данные за август пересмотрены в сторону повышения до 3,9% год к году. Считается, что темп роста зарплат, соответствующий траектории инфляции 2% (цель ФРС), составляет 3-3,5% – и в последние месяцы фактические темпы отдаляются от этих значений в сторону превышения.

В последнее время глава ФРС Дж.Пауэлл не раз говорил, что рынок труда в достаточной мере «охладился» и уже не является источником инфляционного давления – однако в этом заставляют усомниться последние данные в сочетании с новостями о забастовке портовых рабочих, начавшейся 1 октября и спешно приостановленной до 15 января (как пишут в некоторых СМИ, не без вмешательства Белого дома, крайне незаинтересованного в дестабилизации поставок товаров перед выборами и с условием повышения зарплат работникам на 62% в течение шести лет). Другой очевидный инфляционный риск – скачок цен на нефть вследствие эскалации ситуации на Ближнем Востоке. 

Основной прирост рабочих мест пришелся на несколько отраслей: общественное питание (+69 тысяч), здравоохранение (+45 тысяч), социальная поддержка (+27 тысяч), госсектор (+31 тысяч), строительство (+25 тысяч). В промышленности число рабочих мест незначительно сократилось.

С учетом сегодняшнего отчета и других выходивших в последние дни показателей рынка труда, если бы заседание ФРС проходило сейчас, то аргументов за повторное снижение ставки сразу на 50 б.п. было бы немного. Отсутствие угрозы резкого снижения занятости при сильном росте экономики и инфляции все еще выше цели – аргументы в пользу стандартного шага в 25 б.п. Выступая в конце сентября, Пауэлл напомнил, что базовый прогноз ФРС предполагает два снижения ставки до конца года (в ноябре и декабре) по 25 б.п., что соответствует и нашим ожиданиям. Более того, траектория снижений ставки ФРС в 2025 году на 100 б.п. или более (что было в ожиданиях рынка) также под вопросом. Теперь в фокусе – отчет по инфляции за сентябрь, который выйдет на следующей неделе, 10 октября.

Рынки отреагировали на неожиданно сильный отчет по рынку труда сокращением ожиданий быстрого снижения ставки ФРС. Закладываемая фьючерсами оценка вероятности снижения ставки ФРС на 50 б.п. на заседании 6-7 ноября рухнула до 5,5% против 32% накануне и 53% неделей ранее. Ожидания на конец года сместились в сторону прогноза ФРС (-50 б.п., до 4,25-4,5%). Доходности гособлигаций США прибавили более 10 б.п. (доходность UST 10 поднялась до 3,95%), индекс доллара достиг максимума с середины августа.

Комментарии