Какие перспективы у акций Goldman Sachs

Goldman Sachs Group (GS) отчитался за один из самых слабых кварталов за последние три года. Чистая прибыль корпорации сократилась на 62% год к году по причине низких показателей инвестбанкинга, негативной переоценки инвестиций в сектор недвижимости и обесценения деловой репутации в потребительском сегменте. 

Чистая выручка Goldman Sachs оказалась несколько выше консенсуса, снизившись на 8% год к году и 10,8% квартал к кварталу – до $10,89 млрд. Негативную динамику доходов инвестиционно-банковского и торгового подразделений удалось лишь частично компенсировать более устойчивым результатом от управления активами, а также ростом доходов от платформенных решений. Комиссионные поступления, как основной источник доходов корпорации, уменьшились на 9% год к году, до $9,2 млрд, процентная прибыль сократилась на 3%, до $1,6 млрд. 

После высвобождения средств из резервов в предыдущем квартале GS вернулся к их наращиванию. Чистое увеличение буфера было связано в основном с расширением портфеля кредитных карт и займов в точках продаж в условиях ожидаемого ухудшения макроэкономической ситуации. Частично это было компенсировано получением дополнительных средств за счет закрытия срочного депозита в First Republic Bank. В результате резервы были увеличены на $615 млн, что на 8% меньше, чем годом ранее. 

Несмотря на сокращение компенсационных расходов корпорация зафиксировала увеличение операционных затрат на 12% год к году, до $8,54 млрд. В результате коэффициент эффективности по итогам первого полугодия вырос до 73,3% против 62% за аналогичный период 2022 года. Во-первых, давление на прибыль оказало обесценение деловой репутации (goodwill) в размере $504 млн в сегменте платформ для потребителей. Во-вторых, GS отразил убыток на сумму $485 млн от консолидированных инвестиций в недвижимость. В отличие от большинства основных конкурентов, Goldman Sachs агрессивно использует собственный баланс для инвестиций, что может привести к существенным колебаниям доходов.

При этом банк стал больше полагаться на комиссионные доходы с целью сократить экспозицию активов на риск. Другим негативным фактором стало увеличение налогов на доходы, полученные за пределами США, и повышение в связи с этим эффективной ставки налога до 22,3% с 19% на конец марта. В то же время банк получил дополнительную прибыль в $100 млн за счет продажи практически всего кредитного портфеля Marcus. 

Чистая прибыль корпорации сократилась на 62% год к году, до минимальных с 2020 года $1,1 млрд. EPS с $8,79 по итогам января-марта упала до $3,08. Ранее менеджмент активно понижал собственные ожидания в преддверии отчета, из-за чего консенсус-прогноз по прибыли был сокращен почти вдвое с середины июня. И хотя показатель совпал с ожиданиями, ухудшение динамики в целом подтверждает ослабление позиций GS из-за все еще неблагоприятных условий для ключевого инвестиционного бизнеса и давление неудач финтех-направления. Рентабельность собственного капитала по ROE упала до 4%, что намного ниже, чем у конкурентов, и далеко от собственной цели банка в диапазоне 14–16%. 

Выручка подразделения Global Banking & Markets снизилась на 14% год к году и 15% квартал к кварталу, до $7,19 млрд. Комиссионный доход от инвестиционно-банковских услуг упал на 20% год к году, до $1,4 млрд, из-за падения выручки от консультирования из-за сокращения числа завершенных сделок слияний и поглощений. Частично это было компенсировано увеличением доходов от андеррайтинга акций. Падение доходов от инвестбанкинга не стало сюрпризом, но оказалось более резким, чем у JPMorgan (-5,6%). При этом у Morgan Stanley (MS), а также у Bank of America (BAC) этот показатель продемонстрировал устойчивость. Портфель незавершенных заявок на будущие услуги расширился в поквартальном сопоставлении, хотя остается меньше, чем в конце 2022 года. 

Выручка Goldman Sachs от торговли инструментами с фиксированной доходностью снизилась на 26% год к году, до $2,71 млрд, не оправдав ожидания. Зато доходы от сделок на фондовом рынке оказались лучше, чем у основных конкурентов: выручка сократилась лишь на 2% квартал к кварталу, увеличившись на 1% год к году и достигнув $2,9 млрд. Доходы торгового направления остаются выше допандемийного уровня за счет более высокой рыночной волатильности. 

Основное для корпорации в плане диверсификации бизнеса направление – управление активами (Asset & Wealth Management) зафиксировало уменьшение выручки на 4% год к году и на 5% квартал к кварталу – до $3,05 млрд. Негативное влияние на результат оказали убытки от инвестиций в акции и облигации, а также снижение поощрительных сборов. Отчасти это удалось компенсировать за счет более высоких доходов от банковского обслуживания и ростом процентной прибыли ввиду расширения спредов и роста остатков по депозитам. Выручку от управления за счет увеличения активов под надзором повысилась с $2,87 трлн в январе-марте до рекордных $2,71 трлн в отчетном периоде. Корпорация планирует через три-пять лет продать около 50% портфеля вложений в коммерческую недвижимость в рамках направления альтернативных инвестиций. 

Сегмент Platform Solutions, включающий обслуживание кредитных карт, транзакционные операции и бизнес по кредитованию в рассрочку GreenSky, получил выручку в размере $659 млн. Этот результат оказался почти вдвое выше прошлогоднего и примерно на 17% больше, чем в предыдущем квартале. Росту доходов способствовали более высокие остатки на счетах кредитных карт и увеличение кредитования Greensky. Однако менеджмент по-прежнему изучает возможность продажи этого актива, приобретенного в 2021 году. В прошлом году банк отказался от экспансии в потребительском сегменте, сосредоточившись на традиционном для себя инвестиционно-банковском бизнесе. 

На программу обратного выкупа Goldman Sachs направил $750 млн после $2,55 млрд за январь-март. В марте объем бессрочной программы buy back был сокращен с $30 млрд до $27 млрд. Ориентир на следующие 24 месяца составлял $15 млрд, то есть ежеквартальный размер buy back в ближайшие пару лет будет меньше $2 млрд. 28 июня ФРС уведомила Goldman Sachs о требовании к буферу стрессового капитала в размере 5,5%, который вступит в силу с 1 октября этого года. Это на 8 б.п. ниже текущего требования, и снижает общий минимальный норматив коэффициента достаточности капитала первого уровня CET-1 c 13,3% до 13%. По итогам квартала CET-1 несколько улучшился (+0,1 п.п.), составив 14,9%. Это позволило банку повысить квартальные дивиденды на 10% – с $2,5 до $2,75 (закрытие реестра: 31 августа, выплаты: 28 сентября). Дивидендная доходность повысилась с 2,96% до 3,26% годовых. 

Ожидаем восстановления показателей прибыли Goldman Sachs в последующие кварталы после единоразовых списаний. Впрочем, до конца года доходы корпорации останутся ниже уровней первого квартала. Полагаем, что во втором полугодии GS продолжит сталкиваться с низкой активностью компаний на рынках капитала и медленным восстановлением спроса на инвестиционно-банковские услуги. В то же время снижение рыночной волатильности может способствовать нормализации выручки от трейдинга.

Положительное влияние на доходы может оказать продажа платформы Greensky и повышение эффективности финтех-направления. Улучшение рыночных условий за счет ожидаемого снижения ставки ФРС в первой половине следующего года, вероятно, поспособствует оживлению активности в сегментах IPO и M&A, что позволит Goldman Sachs воспользоваться лидирующей позицией в отрасли для увеличения доходов. Тем не менее макроэкономическая неопределенность и риск рецессии продолжат оказывать давление на инвестиционно-банковский бизнес GS в среднесрочной перспективе. С учетом этого сохраняем нейтральный взгляд на бумаги компании при целевой цене $365. 

Комментарии