Когда ФРС может перейти к снижению ставки

На заседании 30-31 июля ФРС в восьмой раз подряд сохранила процентную ставку в диапазоне 5,25-5,5% (максимум за 23 года). На этом уровне ставка находится с июля прошлого года.

Решение было единогласным и полностью прогнозируемым. Главное, что ожидалось от этого заседания – смягчение риторики регулятора и подтверждение вероятного начала цикла снижения процентной ставки на следующем, сентябрьском заседании, так как выходившие в последние месяцы данные о снижении инфляции и ослаблении рынка труда должны были способствовать увеличению уверенности регулятора в том, что инфляция устойчиво приближается к цели.

Эти ожидания в целом оправдались – хотя явного сигнала о сроках и траектории снижения ставки не прозвучало, Джером Пауэлл подтвердил, что, по мнению большинства участников заседания, экономика приближается к точке, когда может быть целесообразно снизить ставку, и, при соблюдении определенных условий, это может произойти уже в сентябре. В числе этих условий он назвал дальнейшее снижение инфляции в соответствии с ожиданиями ФРС, достаточно сильный рост экономики и сохранение близких к текущим условий на рынке труда. При этом он дал понять, что снижение в сентябре сразу на 50 б.п. сейчас не является тем, о чем думает руководство американского центробанка.

Среди наиболее важных изменений в релизе ФРС – формулировка, признающая равную важность для регулятора рисков для обеих сторон своего двойного мандата, – инфляции и занятости. Так, теперь утверждается, что «FOMC внимательно относится к рискам для обеих сторон своего двойного мандата» (обеспечение ценовой стабильности и максимально устойчивой занятости). До сих пор в течение всего последнего цикла ужесточения ДКП говорилось лишь, что ФРС «очень внимательно относится к инфляционным рискам».

Пауэлл объяснил изменение этой формулировки тем, что благодаря жесткой ДКП инфляция снизилась (ценовой индекс потребительских расходов PCE снизился с пиковых 7% до 2,5%), в то время как рынок труда после периода перегрева вернулся к нормальным условиям, близким к доковидному 2019 году, и больше не рассматривается как источник инфляционного давления. Поэтому риски действительно стали сбалансированными, и нужно не допустить ни слишком раннего начала смягчения ДКП, ни запаздывания.

К другим изменениям в риторике релиза можно отнести упоминание дальнейшего прогресса в приближении инфляции к цели (в прошлом заявлении он назывался «скромным»), что инфляция замедлилась за последний год, но остается «несколько» повышенной – в течение почти 3 лет она называлась «повышенной»), что «прирост числа рабочих мест замедлился, а уровень безработицы повысился, но остается низким». Тем не менее, ФРС пока по-прежнему не «считает целесообразным понижать ставку до тех пор, пока не будет большей уверенности в том, что инфляция устойчиво движется к 2%».

Пауэлл пояснил это так: экономика хоть и приблизилась к точке, когда можно начинать снижение ставки, но еще ее не достигла. Хотя данные за II квартал 2024 года прибавили уверенности ФРС в движении «в правильном направлении», но один квартал – это недостаточно, нужно видеть больше хороших данных. До заседания 17-18 сентября выйдут еще два ключевых отчета по рынку труда и инфляции.

По оценке Джерома Пауэлла, данные сейчас не указывают ни на перегрев экономики, ни на ее быстрое ослабление. Экономика продолжает расти уверенными темпами, хотя и медленнее, чем в 2023 году. Условия на рынке труда в целом возвращаются к доковидным – рынок сильный, но не перегретый, при этом безработица и число увольнений остаются низкими. Напомним, безработица в июне достигла 4,1% (максимум с ноября 2021 года), а в апреле 2023 года она была вблизи 50-летнего минимума (3,4%). Пауэлл считает, что произошел процесс нормализации рынка труда, и не ждет в дальнейшем его существенного ослабления.

Возобновившуюся во II квартале дезинфляцию он назвал более качественной, чем во втором полугодии 2023 года, – тогда она обеспечивалась в основном снижением цен на товары, сейчас у нее более широкий и устойчивый характер, так как снижается рост цен и в услугах без учета жилья, и в плате за пользование жильем.

ФРС сохраняет рестриктивную ДКП с целью привести спрос в соответствие с предложением и снизить инфляционное давление. Дальнейшие действия будут приниматься от заседания к заседанию с учетом баланса рисков.  Если экономика останется сильной и инфляция будет устойчивой, ФРС готова поддерживать текущий уровень ставки столько, сколько потребуется. Если рынок труда неожиданно ослабнет или инфляция упадет быстрее, чем ожидалось, ФРС будет готова отреагировать (снижением ставки).

По мнению Пауэлла, возможны сценарии от нуля до нескольких снижений ставки в этом году (рынок сейчас закладывается на 3 снижения по 25 б.п., начиная с сентября, а июньский dot plot ФРС предполагает как основной вариант лишь одно снижение). Также Пауэлл повторил, что решение ФРС не будет зависеть от политического цикла в США (5 ноября – президентские выборы).

Рынки, с надеждой ожидавшие заседания ФРС и уже заложившие в ожидания снижение ставки с сентября и 3 снижения до конца года, отреагировали на его итоги и выступление Пауэлла вполне позитивно. Судя по котировкам фьючерсов на CME, рынок сейчас на 100% уверен в сентябрьском снижении ставки, при этом оценка вероятности ее снижения сразу на 50 б.п. выросла за последний месяц с 5-6% до 11-13%. До конца года в основной сценарий закладывается еще снижение ставки в ноябре и декабре, до 4,5-4,75%. Индексы S&P 500 и Nasdaq выросли вчера на 1,58% и 2,64%, соответственно, рост стал максимальным с февраля.

Доходности 10-летних облигаций опустилась до 4.06%, а 2-летних облигаций, максимально приближенной к ожиданиям по ставке ФРС – до 4,28% (минимум с февраля). Риторика Пауэлла – оценка состояния экономики, как соответствующее сценарию «мягкой посадки», возможность снижения процентной ставки уже на следующем заседании, внимание к рискам рынка труда наряду с инфляционными рисками, подталкивает рынок к оптимизму, возможно, избыточному.

Все-таки ситуация в мире сейчас остается, скорее, проинфляционной и не все здесь зависит от центробанков, а с учетом вероятных последствий президентских выборов в США вряд ли можно всерьез рассчитывать, что инфляция устойчиво стабилизируется вблизи цели 2%. 

Комментарии