Показавшийся призрак второй волны вспугнул инвесторов Лишь 5% отделяло индекс S&P от максимума, как по финансовому рынку, который ранее полностью игнорировал негатив (прежде всего исходивший от макроэкономической статистики), пробежала коррекционная «рябь» (в первый день индекс потерял более 7%)
Причиной послужили новости о росте числа новых случаев заражения COVID-19 в США и Китае (в частности, Пекине, где вирус оказался агрессивным, то есть прошло уже много мутаций, но его агрессивность не падает), сигнализирующие о возможном появлении второй волны коронавируса. Отметим, что многие экспертывирусологи ожидают ее, но позже - осенью-зимой в период массового распространения традиционных ОРВИ.
Сильный рост заражений сейчас, когда экономика только начала оправляться от удара первой волны (число безработных в США сократилось на 600 тысяч от пиковых 21,5 млн человек, опережающие индикаторы свидетельствуют о некотором восстановлении активности бизнеса), привел бы к масштабному кризису, который денежные вливания (как монетарные, так и фискальные) не смогли бы так эффективно купировать, как это было в первую волну.
Например, перед первой волной уровень заполнения коммерческих хранилищ нефти был существенно ниже, чем сейчас и позволил какое-то время абсорбировать шоковое падение потребления нефти (хотя это время было бы более продолжительным, если бы не произошедший развал соглашения ОПЕК+). Из-за малого объема свободных хранилищ падение потребления нефти сейчас привело бы к быстрому обесценению нефти (и прочих видов энергетического сырья).
Риски второй волны также исходят и от быстроты, с которой некоторые страны стали снимать режим карантина (под влиянием лоббистов из экономического блока), когда прирост числа зараженных людей находился еще во 2-й фазе (умеренного роста), в некоторых случаях в 1-й фазе (активного роста).
Однако сигналы о появлении второй волны вируса пока еще очень слабы, чтобы сбить эйфорию на финансовых рынках, подогреваемую денежными стимулами. Так, например, ФРС вчера объявила о расширении программы ($250 млрд) покупки на рынке корпоративных бондов, включив в нее, помимо ETF на облигации, еще и индивидуальные облигации американских эмитентов (c рейтингом не ниже BBB-/Baa3, а если в период пандемии рейтинг был снижен, то не ниже BB-/Ba3, что для американских заемщиков соответствует «мусорному» кредитному качеству). Также вчера была запущена программа MSF в объеме $600 млрд для поддержки малых компаний (пролонгации существующих кредитов) через их кредиторов, эти компании должны иметь выручку до $5 млрд в год и число сотрудников до 15 тысяч. Такая поддержка адресована тем представителям малого бизнеса (по масштабам США), которые не имеют кредитных рейтингов и не имеют доступ на рынок капитала.
Запуск этих программ вновь воодушевил участников финансового рынка, фьючерсы на S&P сегодня указывают на продолжение отскока.
В целом рост американских акций в окрестности максимума основных индексов (быстрее золота) не выглядит обоснованным:
долгосрочные перспективы сейчас и в начале года примерно одинаковые, однако сейчас реалии существенно хуже. Кроме того, расширение баланса ФРС замедлилось: +72 млрд долл. в июне, против +$441 млрд в мае.
В июне цены на нефть продолжали восстанавливаться в том числе благодаря соглашению ОПЕК+ по продлению ограничений на добычу на июль. В начале прошлой недели фьючерс на Brent и вовсе превышал $43 за баррель. Главным драйвером, безусловно, являются ожидания быстрого восстановления спроса, которые подкрепляются выходящими опережающими индикаторами.
Так, по оценкам Rystad Energy, на конец мая автомобильное движение в Швейцарии превысило докризисные уровни. Похожая тенденция наблюдается и в Германии, где в небольших городах оно выше докризисных значений на 25%. В Китае люди предпочитают использовать личный транспорт, чтобы снизить риски заражения. По предварительным оценкам, в этой стране спрос на моторное топливо в июне со стороны автовладельцем может превысить докризисные уровни на 9%. По сути, риски заражения COVID-19 теперь создают дополнительный спрос на моторное топливо.
Тем не менее, мы полагаем, что сейчас рост цен на нефть опережает события, так как есть и другие значимые сегменты, в которых потребление все еще находится на минимальных уровнях. В первую очередь, это авиасообщение, которое будет еще очень долго восстанавливаться. Кроме того, на рынке сформировались огромные запасы нефти, которые нужно будет еще распродать.
Так, по данным Министерства энергетики США (EIA), мировые запасы нефти вернутся к нормальным уровням лишь к концу 2021 года.
Стоит также понимать, что при дальнейшем росте цен в игру могут снова вступить американские производители нефти. Мы полагаем, что объемы бурения в США могут начать восстанавливаться уже в конце июня-начале июля. Так, по данным Baker Hughes, количество активных нефтяных буровых установок резко замедлило падение до 3%, снизившись до 199 штук.
Мы полагаем, что возможна небольшая коррекция цен на нефть в ближайшее время, так как на рынке все же сохраняется дисбаланс в пользу покупателей. Но в целом мы ждем постепенного восстановления цен. Отметим, что консенсус-прогноз на 4 квартале 2020 года предполагает средний уровень Brent выше $42 баррель.
Комментарии