«Круговорот воды в природе» и общие тормозные механизмы низкой нефти

Объём промпроизводства в США сокращается, потребительские расходы в самом лучшем месяце года — декабре — стагнируют

И вот уже новая порция негатива — вчерашние данные по продажам автомобилей в США в январе, которые неожиданно упали на 2%. Всё больше экономистов рассматривают эту динамику как признак зарождающейся в США рецессии. Впрочем, если мысленно убрать неблагополучие сырьевых секторов, то от спада производства тут же не останется и следа. Низкие цены на нефть — так же, как, например, конкурентный эффект от девальвации нацвалют для экспортёров — на поверку оказывается весьма краткосрочным экономическим благом. А дальше включаются тормозные механизмы, и дешёвая нефть начинает существенным образом влиять на многие «общие» показатели экономического благополучия, например, на объём производства в США и, в конечном итоге, на сугубо «федрезервовский» индикатор — трудовую занятость.

Согласно первым оценкам, корпоративные прибыли по основному фондовому индексу S&P 500 сократились в годовом выражении, а доходность индекса MSCI Europe вот уже 4 года находится в глубоком застое. Тем не менее, за вычетом показателей энергетического и горнодобывающих секторов, картина сразу меняется. В этом случае годовой рост корпоративной прибыли в США и Европе составит уже около 5% и 4%, соответственно. Мы часто слышим о том, что корпоративные прибыли «проседают», но правильнее было бы сказать, что прибыли товарно-сырьевого сектора находятся в состоянии свободного падения, тогда как прибыли остальных компаний всё же умеренно растут.

Но тут вдруг круг начинает расширяться, и резко ухудшаются уже показатели транснациональных компаний, таких как Apple, Intel, IBM (что уже в некотором роде становится привычным), Caterpillar, производителей дизайнерских брендов одежды и парфюмерии и т.д. Тут явно просматривается так называемая «вторая волна»: негативный эффект копится и затем выплёскивается наружу. Выясняется из годовых отчётов этих компаний, что как минимум половину своей прибыли они делают на зарубежных потребительских рынках. Наибольший рост при этом обеспечивают развивающиеся экономики, львиная доля которых базируется на экспорте природных ресурсов. Теперь становится понятна схема «круговорота воды в природе» и объясняется причина предопределённости «медвежьего» тренда в американских фондовых индексах. Заметим, что при таком сценарии третьим этапом становится неизбежная война девальваций валют, место в которой для центробанков с их мониторингом инфляции и безработицы становится совсем уж незавидным.

В подтверждение вышеприведенных рассуждений, в прошедшем декабре торговый баланс Австралии составил -A$3,54 млрд , что оказалось ниже среднерыночных ожиданий -A$2,5 млрд и предыдущего значения -A$2,73 млрд. Экспорт товаров из Австралии в декабре упал на 5%. Импорт снизился на 1%. В сопроводительном пресс-релизе указывалось, что падение цен на основные экспортные товары, такие как железная руда и уголь, а также замедление роста экономики Китая оказывает негативное влияние на торговый баланс Австралии.

Вновь переносясь через океан, приходится признать, что вчерашний день вновь оказался минорным для американских фондовых индексов. Почти все компоненты индекса Dow Jones, 29 из 30, закрылись в минусе. Аутсайдером на сей раз стали акции Goldman Sachs (GS, -4.72%). Выросли только акции du Pont de Nemours (DD,+5.18%). Все секторы индекса широкого рынка S&P 500 также завершили торги снижением. Больше всего упал сектор промышленных материалов (-3.4%).

Комментарии