Экономика России сорвалась в крутое пике
По нашей оценке, в апреле российский ВВП рухнул на 14% год к году в результате введения карантина, обвала цен на нефть и девальвации рубля в марте. Больше всего пострадал сектор услуг, розничная торговля, обрабатывающая промышленность и транспорт. Единственной отраслью, продолжившей умеренный рост, стало сельское хозяйство.
Восстановление не за горами. Мы полагаем, что во 2 полугодии 2020 года ситуация в экономике значительно улучшится, а в следующем году российский ВВП вырастет на 2,4%. Ключевым фактором поддержки станет восстановление мировой экономики в результате беспрецедентных по своим масштабам экономических стимулов в развитых странах и ослабления санитарных ограничений. Заметную поддержку российской экономике окажет реализация общенационального плана восстановления экономики, атакже смягчение денежно-кредитной политики ЦБ РФ.
Ожидаем значительного улучшения ситуации во 2 полугодии текущего года. Несмотря на то что мир переживает худший кризис со времен Великой депрессии, данные опережающих индикаторов говорят о замедлении спада деловой активности.
Среднесрочные риски остаются высокими. Вторая волна эпидемии и дальнейшее ухудшение отношений между США и КНР, которые стоят на пороге новой «холодной войны», могут еще больше навредить мировой экономике.
Вялый рост спроса и «навес» товарных запасов грозят длительным периодом низких цен на нефть. Это пессимистический сценарий для спроса, на который ОПЕК+ уже не сможет ответить новыми сокращениями. Возможно, будет только продление еще на несколько месяцев существующих квот, чтобы товарные запасы сокращались, пусть и медленно.
В апреле падение российского ВВП достигло 14% год к году. Постепенное снятие карантина и экономические стимулы в РФ и за рубежом приведут к значительному улучшению ситуации в экономике нашей страны в среднесрочной перспективе.
Продажи валюты в рамках бюджетного правила по-прежнему будут поддерживать курс рубля. Мы полагаем, что в результате роста цен на энергоносители ЦБ в 2022 г. перейдет от продаж валюты к покупкам.
Темпы роста цен продолжат оставаться значительно ниже четырехпроцентного уровня ЦБ. Мы допускаем, что летом годовая инфляция продолжит снижаться из-за слабого потребительского спроса, что позволит ЦБ РФ продолжать снижать ключевую ставку, однако по итогам года цены вырастут на 3,5%.
Устойчивость государственных финансов РФ не подвергается сомнениям. Мы ожидаем, что в текущем году дефицит федерального бюджета составит 4,8% ВВП, а в 2021 г. – увеличится до 5,4% ВВП.
Экономика нашей страны будет восстанавливаться медленнее, чем экономика развитых стран. При условии отсутствия новых шоков мы ожидаем, что в 2021 г. российская экономика вырастет на 2,4% после падения на 5,7% в этом году. В 2022 года российский ВВП увеличится на 1,8%, а затем темпы роста экономики снизятся до потенциального уровня 1% в год.
Ожидаем значительного улучшения ситуации во 2 полугодии текущего года Американская экономика сорвалась в глубокую рецессию.
Стремительное распространение нового коронавируса весной текущего года оказало крайне негативное влияние на экономику Соединенных Штатов. Так, в 1 кв. 2020 г. темпы роста ВВП США снизились до 0,2% год к году по сравнению с 2,3% кварталом ранее. При этом основной причиной торможения в экономике стало падение частных инвестиций на 6% год к году, а значительную поддержку экономике оказал рост чистого экспорта (экспорт снизился на 2,9% год к году, а импорт – сразу на 5,8%). Однако введение санитарноэпидемиологических ограничений, направленных на преодоление последствий эпидемии, привело к резкому сокращению деловой активности в промышленности, торговле и секторе услуг, что уже в 1 квартале заметно отразилось на динамике потребления (частное потребление выросло на 0,6% год к году по сравнению с 2,7% в 4 квартале 2019 года). В апреле значение промышленного индекса PMI упало до 36,1 пункта, индекса PMI в секторе услуг – до 26,7 пункта, безработица выросла до 14,7% экономически активного населения, а свои рабочие места потеряли 20,5 млн человек. На этом фоне американские чиновники в один голос заговорили о том, что экономика страны переживает худший кризис со времен Великой депрессии 1930 годов.
Драматическое сокращение деловой активности не осталось без реакции со стороны экономических властей. Федеральная резервная система в ходе двух внеочередных заседаний в марте снизила базовую ставку до 0–0,25% и объявила о масштабных мерах по предоставлению ликвидности, а правительство согласовало несколько пакетов мер поддержки экономики общим объемом 14,3% ВВП (включая отсрочки по налоговым платежам и госгарантии). Тем не менее результат беспрецедентных по своему масштабу действий властей оказался довольно неоднозначным. С одной стороны, в результате прямых социальных выплат в апреле реальные располагаемые доходы населения выросли на 13,8% по сравнению с предыдущим месяцем. С другой стороны, реальные расходы сократились на 17,3% месяц к месяцу в результате органичений на работу предприятий торговли и сектора услуг, а также роста сбережений из предосторожности. При этом, как и следовало ожидать, наибольшее сокращение расходов наблюдалось на товары длительного пользования и услуги.
Большинство наблюдателей полагают, что динамичное восстановление не за горами. В мае значения индексов PMI ощутимо улучшились. Так, промышленный индекс вырос до 39,8 пункта, а сервисный – до 37,5 пункта. Безработца
неожиданно снизилась до 13,3%, а количество рабочих мест увеличилось на 2,5 млн. Однако, несмотря на видимое улучшение, значения этого опережающего индекса деловой активности все еще остаются значительно ниже порогового уровня 50 пунктов, что говорит о продолжающемся быстром падении ВВП Соединенных Штатов. На этом фоне все громче звучат голоса пессимистов, которые предрекают, что, несмотря на все усилия властей, восстановление после вызванного эпидемией коронавируса кризиса может затянуться на годы. Тем не менее большинство наблюдателей склоняются к тому, что в результате постепенного снятия санитарно-эпидемиологических ограничений, а также отложенных эффектов фискального и монетарного стимулирования экономики экономическая ситуация во 2 полугодии текущего года значительно улучшится благодаря динамичному восстановлению деловой активности в наиболее пострадавших секторах, а в следующем году американская экономика вернется к устойчивому росту.
Экономика стран Старого Света пострадала сильнее, чем экономика Соединенных Штатов. Согласно данным Евростата, в 1 квартале текущего года ВВП стран еврозоны снизился на 3,1% год к году после роста на 1% в 4 квартале 2019 года. При этом темпы падения деловой активности заметно различаются между отдельными странами региона. В значительной мере это связано с разными сроками начала эпидемии, масштабом введенных санитарно-эпидемиологических ограничений, а также сравнительной эффективностью национальных систем здравоохранения. Однако, несмотря на разные подходы к борьбе с распространением вируса, в апреле экономика стран Старого Света оказалась в состоянии свободного падения. Промышленный индекс PMI упал до 33,4 пункта, а индекс PMI сферы услуг – до невиданных ранее 12 пунктов. В ответ фискальные власти европейских государств одобрили масштабный пакет мер поддержки экономики, а ЕЦБ значительно расширил программу выкупа активов. Однако объем и содержание мер поддержки сильно различаются между отдельными странами региона. Так, страны с высокой долговой нагрузкой (такие как, например, Италия и Греция) вынуждены ограничивать прямые выплаты населению и бизнесу и в большей степени полагаться на отсрочки по уплате налогов и госгарантии по кредитам. В то же время страны с относительно низким долгом (например, Германия) в значительной мере полагаются на инструменты прямой поддержки населения и бизнеса.
Комментарии