Результаты Tesla Inc. (TSLA) за IV квартал оказались негативными. Рост выручки упал до околонулевых значений, а динамику продаж нового электропикапа Cybertruck пока также нельзя назвать впечатляющей. Прогноз увеличения поставок Tesla на 2024 год выглядит слабым
24 января после закрытия рынка крупнейший американский производитель электромобилей Tesla Inc. (TSLA) отчитался за IV квартал 2023 года. Результаты оказались хуже консенсус-прогнозов, маржинальность автомобильного сегмента показала в очередной раз снижение.
Рост продаж упал до околонулевых значений. В четвертом квартале выручка компании достигла $25,16 млрд, что на 3,5% выше значения $24,3 млрд год к году. Кварталом ранее рост выручки составлял 8,8% в годовом выражении. Фактическое значение выручки за прошлый квартал оказалось ниже консенсус-прогноза FactSet – $26 млрд. Увеличение выручки автомобильного (основного) сегмента за квартал замедлился до 1% год к году на фоне продолжающегося снижения цен реализации электромобилей. Более активный рост продаж пришелся на сервисный сегмент (+27% год к году), что обусловлено общим расширением автопарка Tesla (больше автомобилей на дорогах – больше сделок на вторичном рынке и выручки от технического обслуживания). Но доля данного сектора в общей выручке – всего 10%. Сегмент солнечного оборудования и накопителей также показал замедление роста выручки (+10% год к году). Мы ожидаем, что повышение выручки в 2024 году может составить 23% год к году за счет увеличения поставок и стабилизации цен реализации.
Поставки электромобилей Tesla снова показывают замедление роста. Автопроизводитель сообщает, что в IV квартале было произведено 494 тысяч автомобилей (+12,5% год к году и +14,9% квартал к кварталу) и поставлено 484 тыс. электромобилей (+19,5% год к году и +11,3% квартал к кварталу). В начале прошлого года Tesla ожидала увеличения производства на 31% год к году, фактические результаты оказались несколько выше (производство автомобилей Tesla за весь 2023 год взлетело на 35% год к году, до 1,84 млн автомобилей, при росте поставок на 38% год к году). Относительно прогноза на текущий год менеджмент компании отметил, что увеличение поставок электромобилей в 2024 году может замедлиться. В отличие от прошлого года представители компании не обозначили конкретных цифр. Учитывая новые вводные данные от компании, мы предполагаем, что рост поставок в текущем году замедлится до 23%. Данный прогноз основан на ожиданиях позитивной динамики поставок электропикапов Cybertruck во второй половине текущего года.
Маржинальность остается под давлением. Согласно данным FactSet, средняя цена реализации одного электромобиля в отчетном периоде составила $43,2 тыс. за электромобиль, кварталом ранее данный показатель был около $44 тыс. Средняя цена на электромобиль снизилась на 1,8% квартал к кварталу, по сравнению с IV кварталом 2022 года средние цены реализации упали более чем на 20%. В результате операционная маржинальность оказалась на уровне 8,2% (после 7,6% в предыдущем квартале и 16% годом ранее). Несмотря на некоторую стабилизацию операционной маржинальности, мы считаем, что автопроизводитель продолжил политику снижения цен в текущем году в Китае и Германии, также мы учитываем, что новое поколение седанов Model 3 на североамериканском рынке реализуется по той же цене, что и старое. Пока мы не видим причин для роста маржинальности в первом полугодии 2024 года, но расширение поставок пикапов Cybertruck ближе ко второму полугодию могло бы привести к стабилизации средней цены реализации автомобилей.
Прибыль за квартал оказалась ниже ожиданий аналитиков. Скорректированная чистая прибыль за отчетный период составила $2,48 млрд, что на 39% ниже значения, полученного годом ранее ($4,1 млрд). Скорректированная прибыль на акцию — $0,71 против $0,74, согласно консенсус-прогнозу FactSet. Свободный денежный поток за квартал показал рост до $2,06 млрд (+45% год к году). На конец года у компании на балансе находилось $29 млрд денежных средств (+33% год к году).
Во второй половине 2025 года Tesla может начать производство новой бюджетной модели электромобилей. Последние годы автопроизводитель отстает от конкурентов в темпах выпуска на рынок новых моделей электромобилей. В прошлом году мы увидели обновленное поколение седана Model 3 и ожидаемый с 2019 года Cybertruck. Компания пока не раскрывает объемы продаж нового пикапа, но отмечает, что основная проблема скорее находится на стороне производства, а не спроса, текущие объемы производства составляют около 250 тысяч единиц в год. Теперь Tesla сообщает, что разрабатывает платформу, которая будет использована для новой модели, старт производства которой намечен на вторую половину 2025 года (может осуществляться на заводе Gigafactory Texas).
По итогам нового отчета мы видим, что рост выручки компании продолжает замедляться в связи с политикой снижения цен. Стимулирование спроса через «ценовую» войну не приносит компании существенного результата. Мы сохраняем нашу рекомендацию для акций компании «держать» при целевой цене $217.
Акции Tesla Inc. (TSLA) продолжают выглядеть стратегически лучше аналогов. Лидирующая доля компании на рынке США позволяет проводить активную политику по снижению цен, стимулируя спрос, но растущие ставки по автокредитам и падающая маржинальность на фоне более низких цен могут привести к значительному снижению темпов роста прибыли в ближайшие 12 месяцев.
Потенциальные драйверы роста
- Выход в полноценное производство моделей Semi и Cybertruck.
- Переход США к политике снижения ставок мог бы помочь спросу на автомобили.
Ключевые риски
- Снижение спроса на автомобили из-за увеличения ставок по автокредитам.
- Потеря доли рынка по мере более быстрого роста поставок у конкурентов.
Комментарии