На что повлияют санкции

С начала этого года ЦБ возобновил регулярные покупки валюты в рамках бюджетного правила: до середины месяца они будут составлять 5,4 млрд рублей в день, а с 15 января снизятся до 4,1 млрд рублей в день.

Ожидаемые нефтегазовые допдоходы за январь Минфин оценил в 80,3 млрд рублей плюс корректировка за декабрь в размере -10,1 млрд рублей. С учетом прочих операций (-8,86 млрд рублей в день), включающих продажи валюты в рамках зеркалирования прошлых операций Минфина (инвестиции средств ФНБ в активы в 2024 году, траты ФНБ на финансирование дефицита бюджета за 2024 год) и исполнение покупок валюты, приостановленных в декабре 2024 года, с 15 января по 6 февраля нетто-продажи валюты будут составлять 4,76 млрд рублей в день, против 3,41 млрд рублей сейчас. Столь низкие объемы, впрочем, нейтральны для рубля.

В целом за 2024 год общий объем нефтегазовых допдоходов составил предварительно 1,3 трлн рублей, что оказалось меньше годовых оценок Минфина в 1,56 трлн рублей. В этом году они ожидаются на уровне 1,8 трлн рублей, при этом совокупная величина НГД снизится (до 10,9 трлн с 11,1 трлн рублей в 2024 году) на фоне падения базовых доходов (до 9,1 трлн с 9,8 трлн рублей в 2024 году). Уменьшение нефтегазовых доходов в 2025 году, в основном, будет связано с изменением законодательства в части НДПИ на газ и со снижением физических объемов добычи и переработки, тогда как цены на нефть в прогнозе практически неизменны.

Новые санкции на российский нефтегазовый сектор могут стать существенным вызовом для нефтегазовых доходов и для экспорта в целом. В числе наиболее вероятных последствий можно выделить увеличение дисконтов российской экспортной цены к мировым котировкам, более сильное снижение добычи, производства и, соответственно, экспорта нефти и нефтепродуктов, а также издержки переходного периода, связанные с преодолением последствий санкций. Впрочем, в жесткий сценарий на данный момент мы не верим. В частности, дисконт может быть частично компенсирован удорожанием нефти на мировом рынке.

Комментарии