Налоговая смерть IT-гигантов в Венеции

Транснациональные компании будут облагаться налогом в размере 15%, такое предложение поддержали на прошедшем в выходные в Венеции саммите «Большой Двадцатки» главы финансовых ведомств большинства стран. Решение поддерживает Организация экономического сотрудничества и развития. Москва также присоединилась к инициативе, но ей больших возможностей ждать не стоит, прибыли международных IT-гигантов здесь малы.

Страны «Большой Двадцатки» согласились обложить налогом транснациональные компании, которые избегают платить налоги по месту своей деятельности. Подобные компании, для того чтобы минимизировать налоги, регистрируются в другой юрисдикции. Как отмечает «Коммерсант», подобный налог в США уже есть и составляет 13%. При этом президент США Джо Байден планировал повысить его до 21%.

В поддержку инициативы выступило 123 страны, включая Россию. Ранее президент России Владимир Путин обращался к главе налоговой службы Даниилу Егорову рассмотреть этот вопрос. «Я обращаю ваше внимание на это. Конечно, попрошу и председателя правительства, и ваших коллег из экономического блока внимательно с этим поразбираться, чтобы иметь в виду и учитывать наши национальные интересы», – сказал Путин, слова которого приводит «Интерфакс».

Однако, отвечая президенту, Егоров заявил, что необходимо будет «найти компромисс в международных договоренностях».  При этом он отметил, что речь идет о «сбалансированных» интересах, так как 15% не отразит весь спектр позиции государств.

Как отмечает Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам», инициативе предстоит «нелегкий процесс утверждения соглашения парламентами стран». Сложности будут ждать в ЕС, где потребуется согласие всех 27 стран-членов, а также в США, продолжает Беленькая.

Стоит отметить, что несмотря на поддержку налоговой инициативы со стороны большинства государств, в Ирландии, где находятся штаб-квартиры многих международных компаний, выступают против. Однако глава Минфина США Джанет Йеллен полна решимости убедить Ирландию в необходимости присоединиться к соглашению.

Тем не менее, как пишут международные СМИ, главной проблемой для Йеллен будет убедить американских законодателей в необходимости последовать за всем миром и повысить налоговые ставки для корпораций в самих США.

В Конгрессе есть жесткое противодействие подобным инициативам со стороны республиканцев и поддерживающих их бизнес-групп. Они выступают против планов Администрации президента увеличить корпоративный налог с 21% до 28%, чтобы использовать полученные средства для выполнения социальных программ.

Пока у инициативы есть общие контуры и окончательно документ на этот счет будет дорабатываться на саммите «Большой Двадцатки» в октябре этого года.

В случае если инициатива будет окончательно принята, то она, как считают в странах ОЭСР, поможет увеличить налоговые сборы до $150 миллиардов в год. Компании, чья выручка превысит более $890 миллионов, должны будут выплачивать налог 15%. 

В свою очередь, как отмечает Forbes, транснациональные компании, чей годовой доход превышает $23,8 млрд будут платить от 20% до 30% своей прибыли кроме 10%, которые они платят в странах, где продаются их продукты и услуги.  Как пишет издание, это означает что США получит меньше налоговых поступлений от американских гигантов Google и Apple, однако будет получать больше налоговых прибылей от таких иностранных компаний, как Samsung и Volkswagen. «Для США и крупных европейских стран это позволит увеличить поступления налога на прибыль, вернуть часть выведенных ранее производств и рабочих мест. Кроме того, без этой меры, труднореализуемыми будут планы повышения корпоративного налога, которого пытается добиться администрация Байдена, т.к. они могут привести к бегству части бизнеса в страны с более низкими налогами»,– говорит Беленькая из «Финама».

Планку в 15% она называет «результатом компромисса»: США и Франция были бы заинтересованы в более высокой минимальной ставке налога, но тогда договориться было бы еще труднее. При этом, продолжает Беленькая, «минимальный глобальный налог невыгоден офшорам и странам, где ставка налога на прибыль ниже, чем установленный минимум».

Для стран обложение корпораций - это возможность вернуть выпадающие доходы. По данным ОЭСР, транснациональные корпорации лишают государства от $100 до $240 миллиардов, используя дыры и пробелы в законодательстве различных стран.    

Кроме этого, рассказывает Беленькая, «налог должен примирить интересы стран, прежде всего, внутри G20, помочь избежать протекционизма и торговых барьеров. В обмен на эту меру США добиваются от европейских стран отмены введения цифрового налога, направленного против американских IT-гигантов».

Для России, отмечает Беленькая, «присоединение к инициативе G20 может означать как снижение привлекательности офшоров для российских компаний (что вполне в тренде правительственной стратегии деофшоризации), так и возможные дополнительные налоговые доходы от крупнейших транснациональных корпораций, которые должны будут уплачивать налоги в стране, где они ведут бизнес».

Старший юрист компании Herbert Smith Freehills Сергей Еремин в беседе с Finam.ru называет инициативу G20 «логическим развитием» плана действий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы. Речь идет о выплате компаниями налогов в других юрисдикциях.

Однако Еремин отмечает, что подобная инициатива «в меньшей степени релевантна для России», так как заработки международных IT-компаний здесь не слишком велики. К тому же, напоминает эксперт, российские власти уже давно пытаются «приземлить» международных IT-гигантов: они уже обязаны платить НДС в России, будут обязаны открыть представительства в России, а Роскомнадзор применяет к ним различного рода цензурные ограничения. «15% налог станет еще большим давлением»,– говорит Еремин. 

Эксперт также рассказал, что скептически относится к инициативе корпоративного налога на деятельность транснациональных корпораций: «Весь смысл инвестиционного режима - создавать условия для работы иностранных компаний, чтобы привлечь инвестиции и затем контролировать появляющуюся у них в стране прибыль, но наказывать компании за заработанные деньги без реального присутствия в стране выглядит противоестественным».

Может быть интересно: О перспективах Virgin Galactic

Комментарии