По данным Reuters, на предварительном совещании в Минэнерго было решено, что Россия поддержит инициативу Саудовской Аравии о сокращении добычи нефти. Пока вопрос о сроках и масштабах остается открытым
Напомним, что прошлое соглашение предполагало, что страны ОПЕК+ суммарно сократят добычу на 1,8 млн баррелей в сутки. В рамках него Россия должна была снизить добычу за этот период на 300 тыс. баррелей в сутки (то есть ее доля в общем объеме сокращения составила бы 1/6). Сейчас Саудовская Аравия предлагает участникам соглашения сократить добычу на 1 млн баррелей в сутки. Если предположить, что доля России останется такой же, то ее сокращение добычи составит 166 тыс. баррелей в сутки.
Отметим, что новый раунд сокращения добычи нефти (каким бы он ни был), на наш взгляд, негативно скажется на динамике промпроизводства (и, соответственно, ВВП в целом). Напомним, что ускорение промышленности, наблюдаемое во II полугодии 2018 года, напрямую связано с ростом добычи нефти (который оказался возможен, так как к июню Россия перевыполнила обязательства по сокращению на 300 тыс. баррелей в сутки).
По нашим расчетам, основанным на данных таблиц затраты-выпуск, доля нефти в сегменте добычи полезных ископаемых составляет 71,7%, в промпроизводстве в целом – 26%, а в ВВП – 6,8%.
Если предположить, что сокращение в объеме 166 тыс. баррелей сутки будет проходить в течение 6 месяцев (как предполагало первоначальное соглашение), то замедление экономики и промышленности станет заметным ближе к середине 2019 года: на годовые цифры по добыче все еще будет оказывать влияние эффект низкой базы начала 2018 года и с января по май 2019 года рост добычи нефти будет в рамках 3-3,9% от года к году. После этого цифры будут заметно меньше, и в IV квартале 2019 года добыча начнет снижаться в годовом выражении (~ на 1,5%) из-за эффекта базы. В итоге это приведет к замедлению темпов роста ВВП на 0,1 п.п., а промышленности – на 0,3 п.п.
Отметим, что для поддержания темпов роста промышленности и экономики (при прочих равных) России необходимо увеличивать добычу нефти (даже если ее не сокращать, а зафиксировать на уровне конца 2018 года, темпы роста ВВП все равно замедлятся в середине года). При этом ограничение добычи при прочих равных поддержит цены на нефть, а значит и накопление валютных резервов, что в текущей ситуации, как мы полагаем, для правительства является более приоритетной краткосрочной задачей, чем экономический рост.
Комментарии