Ожидания по торможению экономической динамики во 2 квартале не реализовались. Несмотря на исчерпание восстановительного тренда и усиление эффекта высокой статистической базы рост реального ВВП остался в районе 4-5% год к году (51% год к году за январь-апрель по оценке Минэкономики). Мы повысили прогноз динамики реального ВВП в 2024 году с 1,6% до 3%.
Экономика по-прежнему развивается с опережением прогнозов, что ведет к повсеместному их повышению. Консенсус-прогнозы рынка постепенно были сдвинуты в диапазон 2,5-3%. Умеренный потенциал улучшения оценок сохраняется.
Ожидания
Сильные результаты начала года не снимают ожидания замедления экономической динамики во 2 полугодии. Причинами торможения будут продолжительный период жесткой денежно-кредитной политики, а также технические и ресурсные ограничения (высокая база, полная загрузка мощностей, дефицит рабочей силы и так далее). Кроме того, внешний сектор экономики остаётся под давлением вторичных санкций и не может поддерживать экономический рост.
Темпы роста ВВП постепенно сдвинутся вниз – с +5% в район +1,5-3% Драйвером экономического роста по-прежнему останется внутренний спрос. Его расширение происходит за счет роста госрасходов (+18,9% за январь-апрель по федеральному бюджету), доходов населения (реальные доходы +5,9% год к году за 1 квартал) и высокой прибыли корпораций в 2023 году. Наличие активного спроса позволяет основным отраслям экономики (промышленности, торговле) продолжить рост. Высокой остается инвестиционная активность.
Инфляция не уходит, а укрепление рубля будет недолгим
После неожиданно торможения в 1 квартале 2024 года, во 2 квартале инфляция заметно усилилась. Возобновился и рост инфляционных ожиданий населения и бизнеса. Рост цен наблюдается по широкому набору товаров, но драйвером остаётся удорожание услуг населению, где, пожалуй, в большей мере проявляются факторы со стороны спроса.
Продовольственная инфляция в мае-июне также развивалась по более высокой, чем ожидалось, траектории, отчасти вследствие высокой активности внутреннего спроса, а также неблагоприятных погодных условий текущего года.
В результате ожидания снижения ключевой ставки стали постепенно сдвигаться на 2025 год, а в середине квартала сценарий дополнительного повышения ставки стал базовым.
Мы повысили прогноз инфляции на конец 2024 года с 5,4 до 6,5% год к году и видим риск его дальнейшего увеличения до 7%. Ждем, что регулятору потребуется более продолжительный период жесткой ДКП для возврата инфляции к таргету в 4%. В Ш квартале Банк России может повысить ключевую ставку на 200 б.п. до 18%. Ожидания начала снижения ставки сдвигаем на 1 квартал 2025 года. Прогноз средней ключевой ставки на 2025 год повышаем с 12% до 16%.
Усиление вторичных санкций и блокировка биржевых торгов токсичными валютами существенно осложнили импорт и отток капитала. Результат – снижение спроса на иностранную валюту. Основные торги сместились на внебиржевой сегмент. Курс рубля заметно укрепился, по аналогии с 2022 годом, но движение котировок было менее существенным. К концу 2 квартала стоимость юаня закрепилась чуть ниже 12 рублей, а доллар снова торговался ниже 90 рублей.
Чтобы избежать чрезмерного и неоправданного с экономической точки зрения укрепления рубля власти смягчили требования об обязательной продаже валюты экспортерами, а Банк России ограничил ежедневные объемы продаж юаней на П полугодие 2024 года, которые проводятся в рамках компенсации инвестиций из ФНБ.
Полагаем, что адаптация валютного рынка России к работе в новых условиях займет более короткий срок, чем в 2022-2023 годах, и к концу 2024 года курс вернется к более оправданным уровням: 13,3-13,7 рублей за юань и 95-100 рублей за доллар.
Прогнозный таргет по доллару на конец года снижаем до 96,4 рублей, по юаню – до 13,58 рублей.
Комментарии