Текущие данные по монетизации экономики РФ свидетельствуют о том, что справедливые значения инфляции составляют 9%. Однако в настоящий момент темпы прироста реальной денежной массы и ВВП замедляются за счет регуляторных мер, «охлаждающих» спрос. В частности, многие развитые страны склонны сдерживать рыночные ставки и ИПЦ за счет интервенций на долговом рынке (в рамках количественного ослабления). Кроме того, различные санкционные и социальные (то есть нерыночные по сути) меры позволяют регуляторам ограничивать накопленные мировой экономикой значительные инфляционные риски.
Таким образом, в настоящий момент темпы ИПЦ сдерживаются за счет того, что рост ВВП притормаживается. Такое положение вещей может привести к очередному циклу отклонения фактической инфляции от ее справедливого уровня. В период 2013-2021 годов. подобная практика подавления спроса сопровождалась падением темпов роста ВВП, промпроизводства, реальных розничных продаж в РФ в два-четыре раза по сравнению с периодом относительно активного экономического роста 2000-2012 годов.
В настоящий момент правительство планирует удержать инфляцию в рамках 4%, как указано в пояснительной записке к проекту российского федерального бюджета до 2024 года. Однако прогноз ВВП (+4,2% в 2021, +3% год к году в 2022–2024 годах), отраженный в том же документе, представляется нам завышенным. Мы считаем, что справедливый реальный прирост экономики РФ в рамках нового цикла подавления инфляции в РФ составит 0,5-2%. В нашей оценке мы учитываем следующие факторы: взаимосвязь динамики денежных агрегатов, ВВП и инфляции; неизменность структуры ВВП РФ с 2013 года; фактические данные по ВВП РФ в течение экономического спада 2013-2021 годов.
На наш взгляд, стимулом роста для российской экономики может стать в первую очередь позитивная динамика на мировых товарных рынках, где сохраняется значительный потенциал переоценки стоимости основных активов под влиянием накопленных в последние десятилетия дисбалансов товарной и денежной массы. Ранее, в 2010, опасения, связанные с возможным формированием значимых дефицитов сырья, уже привели к созданию ОПЕК+ – структуры, балансирующей отраслевые риски дефицита в ключевом для мировой экономики сегменте ТЭК.
Еще один возможный сценарий развития событий – это инфляционный шок. Чрезвычайно высокие уровни монетизации развитых экономик, а также близкие к исторически максимумам уровни долговой нагрузки в них способны привести к значительному росту котировок базовых активов, как это случилось в 70-годы.
В рамках наших прогнозов ИПЦ и динамики цен товарных активов мы традиционно руководствуемся комплексом макроэкономических предпосылок. Однако, принимая во внимание упомянутые выше регуляторные риски, мы дисконтируем оценочные котировки инструментов товарного рынка на 20-30% с учетом исторической вероятности экономических дефляционных шоков.
Прогнозы ИПЦ строятся нами на основе комплекса индикаторов, включающих показатели, отражающие политику финансовых властей, направленную на сдерживание инфляции. В рамках данных оценок наш базовый прогноз ИПЦ РФ на 2022 год составляет 6% год к году.
Может быть интересно: Какие перспективы у акций Pinduoduo
Комментарии