На заседании 15-16 марта ФРС впервые с 2018 года повысила процентную ставку по федеральным фондам на 25 б.п. до 0,25-0,5% и заявила, что может начать сокращать свой баланс на ближайшем заседании в начале мая. Решение было ожидаемо рынком и поддержано 8 из 9 голосующих членов комитета по открытым рынкам, в то время как президент ФРБ Сент-Луиса Дж. Буллард голосовал за повышение ставки сразу на 50 б. п.
При этом новая прогнозная траектория процентной ставки (dot plot) показала, что большинство членов комитета сейчас ожидают 7 повышений ставки до конца года (с учетом вчерашнего повышения), а 7 из 16 полагают, что в этом году может потребоваться хотя бы одно повышение ставки на 50 б. п. Таким образом, медианный прогноз процентной ставки на конец текущего года повышен с 0,9% до 1,9%, на конец 2023 года с 1,6% до 2,8% (что предполагает еще 3-4 повышения ставки в будущем году), на конец 2024 года – с 2,1% до 2,8%. Это означает, что ФРС сейчас прогнозирует рекордный с 2004-2006 гг. темп ужесточения ДКП (тогда ставка была повышена с 1% до 5,25%, что закончилось глобальным финансовым кризисом) и выход уже в будущем году в область рестриктивной (умеренно жесткой) монетарной политики со ставкой выше долгосрочного нейтрального уровня (2,4%).
«Ястребиный» настрой ФРС объясняется значительным повышением прогнозов инфляции (по новому прогнозу она превысит 4% в этом году и приблизится к цели 2% лишь в 2024 году), инфляционное давление должно усилиться из-за ситуации на Украине и санкций в отношении России. При этом, несмотря на заметное снижение прогноза роста ВВП США на текущий год (с 4% до 2,8%), Пауэлл полагает, что американская экономика и рынок труда достаточно сильны, чтобы выдержать ужесточение ДКП, вероятность рецессии «не особенно повысилась», а возврат к ценовой стабильности – необходимое условие для достижения цели максимальной занятости.
В то же время, по словам Пауэлла, решение о подъеме ставки и о размере повышения будет приниматься на каждом отдельном заседании в зависимости от поступающих статданных. Мы полагаем, что резкое снижение прогноза роста американской экономики в текущем году и риски негативного влияния ужесточения ДКП на занятость и экономический рост не в полной мере учитываются рынком – но первая реакция рынка на итоги заседания была вполне спокойной.
Может быть интересно: Стоит ли переживать за российский экспорт
По данным ФТС, экспорт товаров за январь 2022 года составил $45,8 млрд (практически на 70% выше, чем в январе прошлого года, когда экспорт начинал восстановление после коронакризисного шока). В статистике за январь можно отметить новый виток цен в ненефтегазовом сегменте (график слева), поддержавший результат в стоимостном выражении.
Комментарии