Мы считаем, что S&P500 продолжит снижение в преддверии выборов в Конгресс США (они состоятся 6 ноября) и рекомендуем сохранять шорт на индекс S&P500. В качестве целевого уровня к моменту публикации итогов выборов можно рассматривать отметку 2 600 пунктов. Это на 6–7% ниже текущих значений
Основной вывод
Ближайший важный уровень поддержки - 2 765 пунктов (100-дневная скользящая средняя MA), 2 741 пункт (Уровень Фибоначчи 23,6%) и 2 613 пунктов (Уровень Фибоначчи 38,2%).
Мы ожидаем усиления волатильности и полагаем, что индекс VIX может достичь отметки 30 пунктов и выше.
Для диверсификации, мы рекомендуем покупать акции бразильского фондового рынка, который может показать высокий рост в случае победы Болсонару во втором туре президентских выборов ( подробнее об этом в обзоре “Актуальные идеи на бразильском рынке акций”).
Краткая история девятилетнего ралли в США и спада на развивающихся рынках
Нынешний период роста на американском фондовом рынке – самый затяжной за всю историю. Он продолжается уже 3 573 дня. За все это время не было ни одной коррекции более чем на 20%.
Это дольше, чем затяжное ралли девяностых годов, которое завершилось обвалом. Тогда его спровоцировал “крах доткомов”. Почти десятилетний рост рынка акций, его совокупная капитализация увеличилась на $17 трлн. и достигла $27 трлн., увеличил стоимость чистых активов населения на $2 трлн.
Всего через 10 месяцев, летом 2019 года, можно будет говорить о самом продолжительном периоде экономического роста в истории США. Его продолжительность составит более 10 лет.
Период роста акций на американском рынке начался с разворота в начале марта 2009 года. Этот рост продолжается девять лет, семь месяцев и восемь дней.
Совокупная накопленная доходность рынка за все это время достигла рекордного уровня 332%. Мало кто мог ожидать такой динамики, когда фондовый рынок США только пытался нащупать почву под ногами после 50%-го обвала во время мирового финансового кризиса.
С марта 2009 года рынок пережил восемь крупных коррекций, однако ни разу не падал более чем на 20%. Средний масштаб этих коррекций составляет лишь немногим более 14%.
По итогам первого года, после каждой коррекции, рынок в среднем рос более чем на 20% относительно минимума, а по итогам второго года - более чем на 30%.
История коррекций на рынке США за последнее 10 лет
После кризиса ипотечного долга американский рынок сильнее всего пострадал в результате кризиса греческих долговых обязательств.
Тогда с апреля по июль 2010 года рынок упал на 12%. В июле – августе 2011, когда инвесторы опасались кредитного кризиса в Европе, американские фондовые индексы упали на 17%.
Следующая волна продаж накрыла Уолл-стрит в сентябре – октябре 2014 года. Индекс S&P 500 просел тогда на 7,5%. Участников рынка сильно обеспокоили такие события, как американские авиаудары по Сирии, массовые протесты в Гонконге и распространение лихорадки Эбола.
В июле – сентябре 2015 года американский рынок упал на 10%. Катализатором падения стали опасения, связанные с перспективами китайской экономики.
В ноябре 2015 – феврале 2016 года котировки акций сильно упали. Это было связано с обвалом на нефтяном рынке и обострением геополитической напряженности. Индекс S&P 500 снизился тогда на 13%. Последняя коррекция длилась всего 13 дней, когда в конце января – начале февраля рынок просел более чем на 10%.
Следующее усиление волатильности, в результате которого рынок упал на 4%, наблюдалось с конца августа по начало ноября 2016 года, во время президентской кампании в США.
Тогда на президентских выборах победил Дональд Трамп, и это весьма обнадежило инвесторов. К 26 января 2017 года американский рынок акций вырос на 37%.
К апрелю S&P 500 снизился более чем на 9%, под влиянием таких факторов как торговые войны и обострение геополитической обстановки.
Несмотря на эскалацию торговых войн фондовый рынок продолжал расти, тестируя новые максимумы и демонстрируя новые рекорды.
Все это, несмотря на дополнительные пошлины в сентябре, которыми власти США обложили китайский импорт на общую сумму $250 млрд. Поначалу дополнительные импортные тарифы касались только стиральных машин и солнечных панелей на сумму менее $10 млрд.
Пекин ответил Вашингтону, обложив дополнительными пошлинами импорт американских товаров на сумму $110 млрд.
С апреля индекс S&P 500 подрос более чем на 15% и достиг нового максимума в сентябре.
В июне на американском рынке снова можно было наблюдать фиксацию прибыли, катализатором которой стало повышение ставки Федрезерва и доходности казначейских обязательств. При этом индекс VIX был относительно стабилен и держался в диапазоне 12–15 п. п.
Почему фондовый рынок США продолжал активный рост, вопреки росту глобальной волатильности
Во втором полугодии рост напряжения в торговых отношениях с Китаем, Евросоюзом и партнерами по NAFTA, санкции против России и Ирана и волна продаж, которая накрыла развивающиеся рынки (в частности, Венесуэлу, Турцию, Аргентину, Бразилию, ЮАР и Россию), способствовали притоку дополнительных средств на американский рынок акций.
В результате динамика американских индексов оказалась лучше динамики других рынков.
В условиях сильной глобальной волатильности, катализаторами которой стали протекционизм и популизм Дональда Трампа, а также его импровизации в Twitter, инвесторы рассматривают американский рынок акций как “тихую заводь”.
На пике турбулентности второго полугодия глобальные рынки ведут себя иррационально. Причина тому - разрушение традиционной корреляции между разными классами активов.
Американский рынок акций тестировал все новые и новые максимумы, несмотря на укрепление доллара и повышение доходности казначейских обязательств США. Инвесторы сконцентрировали внимание на росте американской экономики на фоне снижения темпов глобального экономического роста.
Лучшую динамику с начала года демонстрируют нефтяной рынок (нефть Брент подорожала на 28%) и фондовые индексы, которые зависят от котировок углеводородного сырья.
Самое активное движение с начала года - это повышение стоимости премии за риск: пятилетний турецкий CDS вырос на 150 п. п., индекс VIX – на 42 п. п., а волатильность валют развивающихся рынков – на 30 п. п.
Доходность десятилетних казначейские облигации (КО) США выросла на 32 п. п. Их спред к доходности глобальных облигаций увеличился на 80 б. п.
Влияние роста доходности казначейских облигаций США на рынок акций
Рост процентных ставок ограничивает потенциал роста коэффициента “цена/прибыль” (P/E), который, как правило, находится в обратной зависимости от процентных ставок.
Впрочем, обратная зависимость характерна не для всех секторов. У таких секторов, как финансовый, нефтегазовый и промышленный, ее нет. Мы рекомендуем наращивать долю финансового сектора в инвестиционных портфелях с учетом ожидаемого нами повышения процентных ставок в ближайшие два года.
Исторически, рынок акций мог продолжать расти, несмотря на повышение доходности КО США, если ее прирост не превышал 20 б. п. в месяц.
Если же доходность казначейских обязательств повышалась более чем на 20 б. п. в месяц и ее прирост достигал 40 б. п. (или было два стандартных отклонения), то на рынке акций начиналась коррекция.
За прошедший месяц доходность десятилетних казначейских облигаций США выросла на 34 б. п., а индекс S&P 500 снизился на 1,1%.
Каждое повышение доходности на 10 б. п. сопровождается снижением американского рынка акций в среднем на 0,3%.
Влияние выборов в Конгресс на волатильность фондового рынка США
Предстоящие выборы в США – это очень значимый для рынков фактор. Итогом выборов станет 435 мест в Палате представителей и 33 мандата в Сенате, а также 6 665 мест в законодательных органах штатов и более тысячи мест в органах власти более низкого уровня.
Кроме того, в 36 штатах пройдут выборы губернаторов. Вероятность победы республиканцев невысока – рейтинг президента Дональда Трампа в последнее время составляет менее 45%. Исторический опыт свидетельствует о том, что партия действующего президента теряет большинство в Палате представителей.
Для того чтобы обеспечить себе большинство в нижней палате Конгресса, демократам требуется получить более 23 новых мандатов.
Впрочем, по нашему мнению, демократической партии будет непросто добиться большинства в нижней палате. Для этого необходимо перехватить у республиканцев места, которые сейчас заняты представителями штатов Невада, Аризона и Теннесси, где в ноябре 2016 года Республиканская партия одержала победу с большим перевесом.
Американские выборы как президентские, так и промежуточные, традиционно усиливают волатильность на рынке. Это можно было наблюдать в сентябре – ноябре 2016 года, когда индекс S&P 500 упал более чем на 4%.
Американский фондовый рынок сейчас “перегрет”, и это обстоятельство вполне может стать предпосылкой для коррекции в преддверии выборов в Конгресс. Они состоятся 6 ноября 2018 года.
Рецессии в США и значительной коррекции на глобальных рынках (падения более чем на 20%), вероятнее всего, следует ожидать лишь в 2020 году. Сейчас американская экономика находится в середине, а не в завершающей фазе цикла.
Чего ожидать в случае победы республиканцев?
Если победу на выборах одержит Республиканская партия, индекс S&P 500 восстановится, а к концу года может подняться до 3 100 пунктов, или +8%, от текущих уровней. Но до этого ожидается коррекция на фоне волатильности.
Динамика фондовых рынков за пределами США в случае победы республиканцев, вероятнее всего, снова ухудшится. Инвесторы будут рассчитывать на дальнейшее улучшение бизнес-климата в Соединенных Штатах и, возможно, новое снижение налогов. Если Республиканская партия возьмет верх, следует ожидать дальнейшего укрепления доллара и ужесточения политики Федрезерва. Это - негативный сценарий для развивающихся рынков.
Укрепление позиций республиканцев в органах законодательной власти США будет означать дальнейшее смягчение режима регулирования в стране, новое снижение налогов и, возможно, очередной этап сокращение программы доступных медицинских услуг для населения страны.
Что последует за победой демократов?
Она может повлечь за собой дальнейшее снижение этого индикатора, в этом случае к концу декабря он может опуститься до 2600, что составит -6,7% от текущих уровней.
Она чревата коррекцией на рынке акций. Такой сценарий повышает вероятность импичмента президента Дональда Трампа и новых расследований. Противостояние между исполнительной и законодательной ветвями власти усилится, а это, в свою очередь, усилит рыночную волатильность.
Макроэкономические последствия такого сценария обусловлены тем, что налоговые инициативы нынешней администрации в перспективе могут быть заморожены. Дональду Трампу будет труднее обеспечить предпосылки для экономического роста после 2019 года.
Рост доходности казначейских обязательств прекратится, и можно будет ожидать ослабление доллара. Это положительный фактор для валют развивающихся рынков.
Автор обзора: Искандер Луцко, главный инвестиционный стратег ITI Capital
Комментарии