Конец года – традиционно высокий сезон для ритейлеров. На этот период выпадают значимые праздничные даты по всему миру, покупательская активность возрастет, что оказывает поддержку игрокам потребительского сектора, маркетплейсам и производителям товаров.
Что произошло
Несмотря на высокую инфляцию и неопределенность в экономике, потребители в России и США активно совершали покупки в Черную пятницу, которая в этом году пришлась на 25 ноября. Исследования показывают, что в 2022 году россияне увеличили траты на 11% по сравнению с предыдущим годом и потратили на распродажах более 13 млрд руб. Количество купленных товаров увеличилось на 80%. В свою очередь в США потребители установили новый рекорд, потратив $9,12 млрд. Это на 2,3% больше, чем в 2021 году.
Выгода для покупателей и продавцов
Черная пятница – это пятница после Дня благодарения в США. В Черную пятницу по всему миру стартуют масштабные распродажи, которые продолжаются несколько дней. Следующий сезон скидок ждет потребителей в преддверии новогодних праздников.
Для покупателей распродажи – хорошая возможность сэкономить. Магазины же и производители товаров используют скидки, чтобы максимально увеличить объемы продаж и улучшить годовые финансовые результаты. Учитывая этот фактор, инвесторы проявляют активный интерес к компаниям, которые могут выиграть от возросшей покупательской активности.
Главные бенефициары распродаж
Особый интерес для инвесторов представляют ритейлеры. Благодаря распродажам в конце года они получают значительную часть прибыли. При удачном раскладе в IV квартале компания может заработать до 50% всей годовой прибыли. В самом большом выигрыше обычно оказываются игроки, которые продают наиболее востребованные в сезон скидок товары. К ним относятся бытовая и компьютерная техника, смартфоны и другие гаджеты. В России крупнейшей публичной компанией в этом сегменте является «М.Видео».
Также привлекательно выглядят многопрофильные интернет-ритейлеры, которые предлагают покупателям широкий ассортимент продукции в разных товарных группах и ценовых категориях. Среди российских площадок можно выделить Ozon, принадлежащий «Яндексу» «Яндекс.Маркет» и «Сбермегамаркет», который входит в экосистему «Сбера».
В США лидером электронной коммерции считается Amazon. И хотя компания предупредила инвесторов, что не ожидает значительного роста выручки в IV квартале, сильная статистика покупательской активности в Штатах в сезон распродаж обнадеживает: по мнению аналитиков, результаты могут оказаться лучше прогнозов.
Еще один сильнейший игрок сферы e-commerce – китайский маркетплес AliExpress. Несмотря на основной листинг материнской компании Alibaba в США, российские инвесторы могут вложиться в бумаги этого гиганта онлайн-торговли.
Кроме ритейлеров, праздничные распродажи позитивно влияют на показатели производителей товаров, которые входят в топ категорий покупок в сезон скидок. Помимо техники, это одежда и обувь, игрушки и товары для детей, парфюмерия и косметика, автотовары и товары для дома.
Комментарии