Недавно Росстат опубликовал баланс доходов и расходов населения за 2018 год. Динамика доходов в IV квартале 2018 года вновь перешла к падению в реальном выражении, и получилось, что активный рост I-II кварталов 2018 года, как мы и опасались, оказался временным
Мы полагаем, что он был в основном обеспечен предвыборными расходами (в частности, повышением зарплат бюджетникам во исполнение майских указов 2012 года). Так, если в целом за год реальные денежные доходы населения (не путать с реальными располагаемыми) выросли на 0,8% год к году, то без выплат по майским указам, по нашим оценкам, вместо роста случилось бы падение (-0,1%).
В целом рост доходов происходит в основном за счет «белых» зарплат работников крупных и средних предприятий, из которых много бюджетных и квазигосударственных компаний (8% год к году в реальном выражении), однако зарплаты работников малых предприятий и «серого» сегмента экономики (которые входят в расчет доходов в целом), по нашим оценкам, весь год показывали негативную динамику (-3%). Доля этих работников высока (около 50% от всех занятых старше 15 лет). Социальные выплаты во II полугодии 2018 года росли темпом инфляции, поэтому не внесли позитивного вклада в реальную динамику доходов.
Очевидно, что слабость доходов населения негативно отражается на возможностях населения тратить. Еще одним важным фактором, сдерживающим потребление, является ускорение обязательных платежей (из-за чего реальные располагаемые доходы вообще не смогли выйти в плюс в прошлом году). Мы полагаем, что помимо роста тарифов это вызвано увеличением общей массы платежей по кредитам (так, за год задолженность населения по кредитам в рублях выросла на 22%). Отметим, что население уже который год все меньше отчисляет на сбережения в основном потому, что не хватает ресурсов на текущие расходы, однако еще и по причине относительно низких ставок по депозитам.
Слабость потребительских возможностей выражается в неуверенной динамике альтернативных индикаторов потребительской активности. Так, за последние кварталы, индикаторы ритейла испытали позитив лишь от единовременной выплаты пенсионерам в январе 2017 года и предвыборных расходов I квартала 2018 года. В остальные периоды ни средний чек, ни повседневные расходы потребителей не смогли достичь уверенного роста в реальном выражении. Индикатор потребительских настроений ЦБ падал все II полугодие 2018 года, достигнув минимальных значений с конца 2016 года.
Кажется, что запас для роста непродовольственного товарооборота также иссяк: в декабре его динамика заметно ухудшилась, совпав с падением розничных продаж автомобилей (которые практически не росли весь прошлый год).
В 2019 году мы ожидаем ухудшения динамики реальных доходов населения. В числе основных факторов:
- Рост инфляции за счет повышения НДС и сохранения рисков ослабления рубля;
- Отсутствие планов по повышению социальных расходов консолидированного бюджета в реальном выражении. Стоит подчеркнуть, что анонсированные властями планы повысить расходы на социальную политику на 7,1% в номинальном выражении (то есть больше инфляции) в основном касаются расходов, не связанных с повышением зарплат бюджетникам и пенсий (а будут использованы для закупки оборудования, инвестиций и так далее, то есть не увеличат доходы населения).
Для примера, расходы ПФР (это в основном пенсии и пособия) в 2019 году вырастут лишь на 1,4% год к году в номинальном выражении. Это происходит как за счет старта пенсионной реформы, так и за счет низкой индексации пенсий.
Кроме того, мы не ожидаем каких-то заметных единовременных трансфертов от бюджета (как это было в прошлом году). Вообще, стоит напомнить, что новый майский указ (в отличие от изданных в 2012 году), скорее, про инвестиции в инфраструктуру, а не про социальную поддержку.
Комментарии