Про влияние выборов в США на биржу

5 ноября в США пройдут президентские выборы, полностью обновится Палата представителей и на 1/3 – Сенат. На данный момент определились основные кандидаты в президенты и вице-президенты США от республиканской и демократической партии. От республиканцев – это экс-президент Дональд Трамп и сенатор Джей Ди Вэнс, от демократов – действующая вице-президент Камала Харрис и губернатор Миннесоты Тим Уолз.

Здесь мы приведем краткий обзор позиций кандидатов по основным экономическим вопросам и отраслям, которые потенциально могут получить преимущество в случае победы того или другого кандидата. Взгляды и программы кандидатов, безусловно, будут уточняться по мере приближения к выборам. Дебаты Трампа и Харрис назначены на 10 сентября. Пока позиции Трампа по основным экономическим вопросам известны лучше, чем позиции Харрис, которая лишь в последние дни начала публиковать элементы своей экономической программы (например, Agenda to Lower Costs for American Families). Ее программа в целом продолжает стратегическую линию Байдена в экономике, но в отдельных вопросах она несколько более радикальна.

Победа Трампа может означать более высокие значения бюджетных дефицитов и госдолга США (за счет снижения налогов и бессрочного продления временно сниженных ставок налогов на доходы физических лиц), стагфляционный эффект таких факторов, как повышение импортных тарифов и ограничение иммиграции, давление на ФРС в сторону более быстрого снижения процентной ставки, замедление развития возобновляемой энергетики в пользу стимулирования добычи нефти и газа, малой ядерной энергетики.

Потенциальные бенефициары – американские производители, компании нефтегазового и финансового сектора, в перспективе же более быстрое наращивание добычи нефти американскими компаниями может способствовать снижению мировых цен на нефть. Среди проигравших могут оказаться компании возобновляемой энергетики и международные корпорации. Для долгового рынка победа Трампа может означать рост инфляционной премии в доходности долгосрочных гособлигаций и более крутую кривую доходности. Более высокие инфляционные ожидания могут повлечь за собой и интерес к золоту.

Победа Харрис может способствовать повышению ставки корпоративного налога с 21% до 28% и увеличению налогов на состоятельных граждан, что для бюджета отчасти будет компенсироваться расширением социально-ориентированной политики на поддержку работающих семей с детьми (снижение налоговой нагрузки для 100 млн американцев «среднего класса»), малого и среднего бизнеса. Расширение спроса со стороны среднего класса и небогатых семей может стать фактором поддержки для компаний потребительского сектора.

Сохранится поддержка возобновляемой энергетики (электромобили, солнечные панели, ветрогенерация), инфраструктуры и реиндустриализации в стратегических направлениях (полупроводники, AI), ужесточения регулирования в экономике (одна из наиболее неоднозначных идей – противодействие «завышению» цен на продукты питания). Новые стимулы могут получить строительные компании, хотя дополнительное стимулирование спроса в условиях дефицита предложения жилья – это путь к ускорению роста его стоимости и в итоге к снижению доступности. Из-за лозунга борьбы с завышением цен на продукты питания и лекарства под давлением могут оказаться прибыли фармкомпаний, производителей продуктов питания и продовольственных ритейлеров, может быть ужесточено регулирование M&A сделок в отрасли для недопущения монополизации.

Вероятно также усиление регулятивного давления в нефтегазовой и угольной энергетике и в финансовом секторе. Суммарным бюджетным эффектом может стать некоторое дополнительное расширение бюджетного дефицита, но в целом бюджетная политика ожидается менее мягкой, чем при победе Трампа. Но надежды на бюджетную консолидацию могут не оправдаться, если не получится провести повышение налогов через Конгресс – в этом случае среднесрочные бюджетные и долговые риски для американской экономики продолжат расти. Пока бизнес воспринял еще не полностью законченную экономическую программу К.Харрис с опасениями.

В условиях все более острой геополитической ситуации в различных регионах мира можно ожидать, что американский ВПК выиграет в случае победы любого из кандидатов – при этом в случае победы Трампа, нагрузка по его финансированию в большей мере сместится с американского бюджета на бюджеты стран-союзников. 

Кто бы ни был избран президентом США в ноябре, одним из ключевых факторов успешности реализации его предвыборных инициатив будет контроль его партии в обеих или хотя бы в одной из палат Конгресса. Поэтому с не меньшим интересом рынки будут следить за выборами в Палату представителей и Сенат, которые также пройдут 5 ноября. 
 

Комментарии