Скрытый внутренний долг создает риски для экономики КНР

Уровень скрытого внутреннего долга в Китае в последнее время вновь привлек внимание мировых рынков на фоне замедления экономического роста в стране и коррекции на местном фондовом рынке. Этот долг был выпущен местными властями через внебалансовые инструменты, около 40% таких облигаций подлежит погашению в 2019 году

Большая его часть приходится на менее богатые регионы, которые занимали средства для строительства инфраструктуры и недвижимости в целях поддержания темпов экономического роста.

В октябре рейтинговое агентство S&P опубликовало отчет, в котором объем скрытого долга оценивался в 30-40 трлн юаней ($4,3-5,8 трлн). Для сравнения, официальный долг местных властей составляет 18 трлн юаней ($2,6 трлн), центрального правительства – 13,5 трлн юаней ($1,9 трлн). Большая часть облигаций принадлежит фиктивным компаниям, так называемым LGFV (Local Government Financing Vehicles). По нашим оценкам, только половина из них ведет реальную деятельность и имеет денежный поток. Дополнительную озабоченность вызывает тот факт, что около 40% облигаций LGFV подлежат погашению в 2019 году.

Тем не менее, есть некоторые факты, позволяющие сохранять спокойствие. Мы ожидаем, что большая часть этого долга получит поддержку со стороны центральных властей. В 2018 году случилось несколько дефолтов LGFV, тогда как за все прошлые годы был только один такой случай. При этом в последнюю минуту некоторые крупные компании получили финансирование Пекина, который, однако, старается поддерживать финансовую дисциплину, допуская дефолты небольших LGFV.

Принимая во внимание ухудшение динамики экономики и отношений с США, власти КНР не хотят создавать риски распространения проблем в секторе и не допускают крупные дефолты. У Пекина есть ресурсы для предоставления всей необходимой поддержки LGFV. По данным китайской инвестиционной корпорации CICC, у центральных властей КНР на банковских депозитах хранилось около 5 трлн юаней ($729), тогда как на счетах резервных и пенсионных фондов, а также других госкомпаний находилось около 29 трлн юаней ($4,2 трлн). По оценкам Академии общественных наук КНР, на конец 2015 года государственные активы (в основном разных видов госкомпаний) составляли около 125 трлн юаней ($18 трлн) и большая часть из них должна быть доступна сегодня.

Судя по доступной информации, проблемы скрытого долга Китая, скорее всего, будут решены центральным правительством страны и сами по себе не вызовут финансовый кризис или рецессию. Тем не менее, его рефинансирование и сохранение будет оказывать давление на закредитованную экономику. Со временем этот вопрос должен быть закрыт. Центральные власти пока будут сохранять жесткую политику в отношении местных заемщиков, чтобы избежать прямого эффекта на экономику в широком масштабе. Как следствие, больше нельзя говорить о Китае как о переходящей к рыночной экономике стране, которая будет приносить большую прибыль инвесторам и в целом становиться более привлекательным направлением для инвестиций.

Янвиллем Акет, главный экономист, Julius Baer

Марк Мэтьюз, глава исследований азиатских рынков, Julius Baer

Комментарии