Сможет ли китайская экономика порадовать инвесторов

Надежды рынка на восстановление экономической активности в Китае после снятия жестких ковидных ограничений в конце прошлого года оказались завышенными.

Во II квартале 2023 года и далее в июле экономические данные в основном ухудшались, что указывает на ослабление восстановительного импульса весной на фоне продолжающихся проблем в секторе недвижимости, слабого внешнего спроса и недостаточного восстановления внутреннего спроса. Экономика Китая во II квартале 2023 года существенно замедлила рост по отношению к предыдущему кварталу (0,8% квартал к кварталу против 2,2% квартал к кварталу в I квартале 2023 года), а ускорение роста в годовом выражении (до 6,3% год к году после 4,5% год к году в I квартале 2023 года) связано с эффектом низкой базы сравнения с прошлым годом, когда власти Шанхая и других регионов вводили длительные антиковидные локдауны.

В июле падение импорта и экспорта стало рекордным за 3 года, то есть со времени пика коронакризиса и локдаунов. Так, импорт в июле упал на 12,4% год к году при консенсус-прогнозе снижения на 5%, а экспорт рухнул на 14,5% год к году при ожидаемом рынком снижении на 12,5%. В июле же была зафиксирована первая с февраля 2021 года годовая дефляция потребительских цен (-0,3%), в то время как дефляция цен производителей в годовом выражении продолжается уже 10 месяцев подряд. Объем новых банковских кредитов в июле сократился до минимума с 2009 года, что связано со слабым спросом на кредиты в условиях ухудшения ожиданий бизнеса и домохозяйств, а также кризиса в сфере недвижимости. Быстрее ожиданий замедлился рост широкой денежной массы.

Негатив в сфере недвижимости продолжается

Китайская группа Evergrande, наиболее закредитованный в мире застройщик, долги которого оцениваются более чем в $300 млрд, объявивший дефолт по долларовому долгу еще в 2021 году, в августе подал в американский суд заявление о защите от банкротства. Компания попросила защиты в соответствии с главой 15 Кодекса США о банкротстве, чтобы в процессе реструктуризации офшорных долгов защитить свои американские активы. Еще один крупнейший китайский застройщик, Country Garden, в августе был на грани дефолта по долларовым облигациям, но сумел выплатить процентные платежи в рамках грейс-периода и также сейчас ведет переговоры с кредиторами о продлении сроков погашения еще одного выпуска. 

В июле политбюро КПК заявило о необходимости стимулирования спроса на автомобили, электронику, услуги туризма, поддержки рынка недвижимости. 

Правительство и Народный банк Китая продолжают принимать меры стимулирования роста экономики

  • НБК снизил в июне и августе основные процентные ставки. В августе регулятор опустил ставку по кредитам сроком на год, выдаваемым в рамках программы среднесрочного кредитования (MLF) на 15 б.п. до 2,5%, а также снизил базовую процентную ставку по кредитам (LPR) сроком на один год на 10 б.п. до рекордно низких 3,45% годовых. При этом неожиданно была сохранена без изменения ставка по пятилетним кредитам (4,2%) – основной бенчмарк для ипотечных кредитов. В сентябре НБК увеличил вливание ликвидности в финансовую систему через программу среднесрочного финансирования MLF, предоставив 591 млрд юаней ($81,3 млрд), то есть с учетом ожидаемого погашения в сентябре кредитов на 400 млрд юаней, чистый приток средств в банковскую систему составит 191 млрд юаней. Ставка по кредитам сроком на год, выдаваемым в рамках MLF, оставлена на уровне 2,5%, говорится в сообщении НБК. В августе китайский ЦБ понизил эту ставку на 15 б.п.
  • Народный банк Китая с 15 сентября снизил норматив обязательного резервирования для валютных депозитов на 2 п.п. – до 4% с 6%. Позже также было объявлено о новом общем понижении норматива обязательных резервов для большинства банков с 15 сентября на 0,25 п.п. Эти меры должны высвободить дополнительную ликвидность в финансовой системе.
  • Крупнейшие китайские банки снижают процентные ставки по депозитам и по новым ипотечным кредитам.
  • Китайские ипотечные заемщики с 25 сентября могут договариваться о снижении процентных ставок по действующим ипотечным кредитам на покупку первого жилья
  • Китайские власти будут проводить единую политику в отношении минимального размера первоначального взноса по коммерческим ипотечным кредитам на первое и второе жилье. Минимальный взнос по всей стране составит 20% для первого жилья и 30% для второго. За последние недели около 30 городов по собственной инициативе ослабили ограничения на покупку жилья и смягчили правила ипотеки для покупателей.
  • Минфин КНР представил налоговые льготы для тех, кто продает жилье и в течение года покупает новое.
  • Китайские власти увеличат налоговые вычеты для тех, кто воспитывает детей или заботится о пожилых.
  • Действует программа налоговых льгот на приобретение автомобилей на возобновляемой энергетике (NEV) объемом $72 млрд и сроком 4 года.
  • Создано Управление по развитию частного сектора экономики. Его основная задача — координационные функции и реализация политики, направленной на улучшение условий роста и расширение поддержки частного сектора.
  • По данным СМИ, Китай собирается запустить новый поддерживаемый государством инвестиционный фонд, целью которого является привлечь около $40 млрд для развития полупроводникового сектора.

В августе экономические индикаторы Китая показали признаки стабилизации и даже некоторого улучшения. Так, рост промпроизводства оказался максимальным с апреля (4,5% год к году против 3,7% год к году в июле при консенсус-прогнозе 3,9% год к году). Ускорение роста отмечается и в горнодобывающем секторе, и в перерабатывающей промышленности. Рост розничных продаж стал максимальным с мая (4,6% год к году после 2,5% в июле) и превысил ожидания рынка (3%). Безработица снизилась с 5,3% до 5,2%. Индекс производственной активности от Caixin неожиданно вернулся в зону роста (51 пункт против 49,2 пункта в июле), росли компоненты производства и новых заказов. Зато в секторе услуг рост деловой активности оказался минимальным с начала года и хуже прогнозов. Замедлилось падение экспорта (август -8,8% год к году против -14,5% год к году в июле при консенсус-прогнозе -9,2% год к году) и импорта (август -7,3% год к году против -12,4% год к году в июле при консенсус-прогнозе -9,0% год к году). В январе-августе замедлилось падение прибыли крупных промышленных компаний (-11,7% год к году по сравнению с сокращением на 15,5% год к году за 7 месяцев 2023 года), при этом в августе прибыли неожиданно выросли на 17,2% год к году против июльского снижения на 6,7% год к году. Объем банковского кредитования после временного сжатия в июле в августе увеличился почти в четыре раза – до 1,36 трлн юаней ($186 млрд) по сравнению с 345,9 млрд юаней в июле, что выше консенсуспрогноза (1,2 трлн юаней).

Китай в августе вернулся от годовой дефляции к инфляции

Индекс потребительских цен (CPI) в августе вырос на 0,1% год к году после снижения в июле на 0,3% год к году. Базовая инфляция (без учета продуктов питания и энергоносителей), как и в июле, составила максимальные с января 0,8% год к году. Относительно предыдущего месяца индекс CPI в августе поднялся на 0,3% месяц к месяцу. Дефляция цен производителей (PPI) в годовом выражении, продолжающаяся уже 11 месяцев, в августе стала минимальной с марта (-3% год к году), а по сравнению с предыдущим месяцем значение индекса PPI в августе повысилось впервые за девять месяцев – на 0,2%.

Тем не менее рост инвестиций в основные средства в январе-августе замедлился сильнее ожиданий (3,2% после 3,4% в июле, ожидалось 3,3%). По оценке Reuters, в августе инвестиции в недвижимость продолжили полуторагодовое падение, снизившись на 19,1% в годовом исчислении по сравнению с спадом на 17,8% в предыдущем месяце. Продажи домов продолжают последовательно снижаться уже более двух лет. Цены на новые дома упали на 0,3% месяц к месяцу, по оценке Reuters, это максимальные темпы спада за 10 месяцев. По различным оценкам, на сектор недвижимости в Китае приходится от 25% до 30% ВВП. По данным Bloomberg Economics, долг застройщиков на сумму около 13,6 трлн юаней ($1,9 трлн) находится под угрозой дефолта – это почти 12% ВВП Китая.

Показатели деловой активности за сентябрь подтверждают тенденцию к стабилизации в китайской экономике: теперь и официальный индекс производственной активности PMI впервые за полгода вышел в зону роста.

Правительство и Народный банк Китая продолжают принимать меры по стимулированию внутреннего спроса, рынка недвижимости, отраслевой поддержки (снижение процентных ставок ЦБ и нормативов обязательного резервирования, возможность рефинансирования ипотеки по более низкой ставке кредита, налоговые льготы, смягчение требований к минимальному первоначальному взносу по ипотеке и так далее). Эти меры, вероятно, несколько оживят экономическую активность во II полугодии 2023 года, но вряд ли достаточны для существенного улучшения ситуации в экономике. НБК снижает ставки на очень незначительные величины (0,1-0,15 п.п.). 

Однако возможности более существенных стимулов ограничены: из-за дивергенции ДКП НБК и ФРС курс юаня к доллару на минимуме за 16 лет. Власти Китая опасаются потери контроля над курсовой динамикой, что может вызвать волну оттока капитала и дестабилизировать финансовый рынок. Другое ограничение наращивания фискальной поддержки – закредитованность местных администраций. Тем не менее рынок ждет новых стимулирующих мер.

Поскольку Китай является крупнейшим импортером сырья, ослабление спроса с его стороны в условиях общего торможения роста мировой экономики в перспективе может оказывать давление на цены сырья на мировых рынках. В случае же ускорения роста сырьевые рынки почувствуют себя более уверенно. Впрочем, пока данные китайской внешнеторговой статистики показывали, что Китай наращивал импорт сырья – энергоресурсов, железной руды.

Между тем, по данным Главного таможенного управления КНР, товарооборот России и Китая в январеавгусте в годовом исчислении увеличился на 32% до $155,1 млрд. Экспорт из Китая в РФ за этот период вырос на 63,2% до $71,8 млрд. Импорт российских товаров и услуг увеличился на 13,3% до $83,3 млрд.

В сентябре международное рейтинговое агентство Fitch понизило прогноз роста экономики Китая на 2023 год до 4,8% (-0,2 п.п.) и до 4,6% (также -0,2 п.п.) на 2024 год. Как отмечают аналитики Fitch, стабилизации китайского рынка недвижимости, на который эксперты надеялись ранее, не произошло, и продажи нового жилья в стране могут сократиться в этом году на 20%. Объемы стимулирования в Китае на данный момент недостаточны, а экспортный спрос снижается. В конце августа еще одно крупнейшее рейтинговое агентство, Moody’s, сохранило прогноз роста ВВП Китая на этот год на уровне 5%, но снизило прогноз на 2024 год до 4,0% с 4,5% ранее. В релизе утверждается, что Китай столкнулся со значительными проблемами роста, возникающими из-за слабого делового и потребительского доверия на фоне экономической и политической неопределенности, продолжающихся проблем в секторе недвижимости и старения работающего населения.

В среднесрочной перспективе сохранение высоких темпов роста экономики Китая связано с определенными вызовами. Недавно президент США Джо Байден подписал указ, ограничивающий инвестиции Соединенных Штатов в определенные технологии и продукты в странах, «вызывающих озабоченность». К этим странам отнесена КНР, включая Специальный административный район Гонконг и Специальный административный район Макао. Ограничения на инвестиции касаются сфер, связанных с секретными технологиями, критически важными для национальной безопасности: полупроводники и микроэлектроника, квантовые информационные технологии и искусственный интеллект.

Это уже далеко не первое ограничение доступа Китая к американским технологиям и инвестициям, к тому же США прилагают усилия, чтобы убедить своих союзников присоединиться к таким ограничениям, и небезуспешно. Впоследствии ограничения могут быть расширены. Они могут замедлить технологическое развитие Китая по наиболее передовым направлениям, но вряд ли его остановят. К другим вызовам можно отнести старение населения Китая, необходимость стратегических реформ для смены экономической модели развития от повышенного уровня инвестиций к более развитому потреблению, а также риски отхода экономической политики Китая от рыночной к более административно-управляемой, что может стать фактором торможения роста экономики.

Однако, помимо часто упоминаемых проблем китайской экономики, у нее есть и очевидные успехи. В прошлом году Китай сместил Германию со второго места в мире по экспорту автомобилей, а в этом году, по оценке Bloomberg, может потеснить и Японию с первого места. По данным Bloomberg, продажи китайских электромобилей стремительно растут. С учетом гибридов их число в 2022 году достигло 5,7 млн, что более половины от общего числа в мире. В сочетании с контролем Китая над цепочками поставок возобновляемой энергии (на китайские литиевые батареи приходится около 60% глобального рынка) лидерство в производстве электромобилей дает стране доминирующее положение в новой зеленой экономике. Экспорт солнечных батарей из Китая в I полугодии 2023 года вырос на треть (+34%) к аналогичному периоду прошлого года.

Huawei, крупнейший производитель телекоммуникационного оборудования, находящийся под жесткими американскими санкциями, недавно представил новые модели смартфонов, в которых используются передовые полупроводники местного производства. Это получило широкое обсуждение в СМИ как сигнал, что экспортный контроль Вашингтона, возможно, не сможет заблокировать технологическое развитие Китая.

Комментарии