Сможет ли Минфин реализовать свой план по дефициту в 2% от ВВП

Оперативные данные на портале «Электронный бюджет», публикуемые Минфином, позволяют наблюдать за траекторией исполнения расходов в промежутках между публикацией месячной статистики.

Статистика по расходам раскрывается накопленным итогом: одной общей цифрой и в разбивке по статьям, не дающей полной суммы из-за наличия нераскрываемой части, но позволяющей наблюдать за структурой расходов. При этом, внутримесячная статистика по доходам не так информативна из-за ее неравномерности: доходы преимущественно накапливаются в период крупных налоговых выплат в конце месяца и даже могут формально не попадать в даты текущего календарного месяца (при публикации месячных данных Минфин учитывает это и раскрывает доходы с учетом таких возможных нераспределенных средств).

В разрезе расходных статей для большинства крупных групп в мае пока не произошло существенных изменений в траектории. Отклонение от тренда прошлого года на оперативных данных можно отметить только для оборонных и социальных расходов: оборонные расходы в мае пока превышают уровень 2022 года, а социальные – наоборот. Отметим, что даже по крупным статьям расхода в отдельные дни внутри года могут встречаться скачки в дни проведения платежей (поэтому экстраполяция данных за неполный месяц некорректна с экономической точки зрения). С учетом этих особенностей оперативной статистики, на наш взгляд, пока рано говорить об устойчивости изменений в структуре расходов.

расходы

Общий уровень расходов по состоянию на 25 мая оценивается в 12,6 трлн рублей. Как мы писали ранее, хотя накопленный результат в этом году превышает прошлый год (за 5 месяцев тогда было потрачено 10,5 трлн рублей), эта разница в основном сформировалась в январе-феврале 2023 года, а с марта темп расходования снизился до прошлогоднего. Судя по оперативным данным, в мае расходы также могут не отклониться от траектории 2022 года. Такое замедление темпов использования бюджетных средств (относительно первых двух месяцев), на наш взгляд, может позволить реализовать план Минфина по дефициту в 2% от ВВП по году в целом.
 

Комментарии