Статистика по инфляции — палка о двух концах для ФРС США

Вчерашние данные показали, что базовый индекс потребительских цен (CPI) - неожиданно вырос в январе самыми быстрыми темпами почти за 4,5 года до 2,2% в годовом исчислении

Как мы помним, на декабрьском заседании Федрезерв взял на себя обязательство повысить ключевую процентную ставку в течение 2016 года три или четыре раза. Однако впоследствии, по мере выхода негативной макростатистики и слабых квартальных отчётов компаний, участники рынка всё больше склонялись к мнению, что такое действие ФРС сможет предпринять всего лишь единожды, если вообще сможет. Это определяло рыночные настроения в начале года в широком смысле.

Однако вчерашние данные показали, что базовый индекс потребительских цен (CPI) — мера розничной инфляции в США — неожиданно вырос в январе самыми быстрыми темпами почти за 4,5 года до 2,2% в годовом исчислении. Рынок обратил особое внимание на этот факт, как эта цифра оказалась выше хорошо известной собственной 2,0%-ной цели ФРС по инфляции, хотя этот индекс не является, строго говоря, ориентиром американского центробанка в его оценке инфляции для целей корректировки его кредитно-денежной политики.

Личные потребительские расходы (PCE) — представляющие собой как раз-таки преферентную модель ФРС по инфляции цен — будут опубликованы в следующую пятницу и смогут либо подтвердить, либо опровергнуть новообразованную тенденцию в родственном индикаторе CPI. Среди прочих важных макроэкономических публикаций на следующей неделе будут данные по деловой активности менеджеров по закупкам (PMI от ISM) в промышленности и секторе услуг, а также — два индикатора уровня потребительского доверия, от Conference Board и университета Штата Мичиган. Два исследования ФРС относительно условий ведения бизнеса, в округах Ричмонда и Канзас-Сити, также ожидаются на следующей неделе
 
Ожидаемые на будущей неделе данные включают в себя и большое количество запланированных публичных выступлений многих представителей ФРС, к которым рынок прислушивается в последнее время с особым пиететом — в том числе, заместителя председателя Стэнли Фишера в праздничный для России вторник, а также известного «голубя», президента ФРБ Атланты Денниса Локхарта — уже в четверг.

Инвесторы и ФРС могут, впрочем, переключить своё внимание на снижение прибылей компаний, как это произошло в четверг, когда отчитывался ряд ключевых американских публичных ритейлеров: в настоящее время по индексу S&P 500 в целом они снизились на 3,7% за четвёртый квартал прошлого года, что привело к понижению собственных прогнозов компаний на 2016 год, и это также может стать основанием держать ставки низкими более продолжительное время.

Как бы то ни было, рассуждения о возможном усилении, либо смягчении монетарной политики ФРС в узком контексте официальных статистических данных – это палка о двух концах. В каждом эпизоде, когда рынки начинают верить в продолжение ужесточения монетарной политики, это сопровождается неизменным укреплением доллара. Оно, в свою очередь, приводит к ухудшению макроэкономических показателей – причём, в достаточно сжатые сроки. Как мы уже неоднократно писали, среднее историческое значение комфорта индекса доллара DXY находится в районе отметки 80, хотя сейчас оно составляет порядка 96,50—97,00, и комфортным такое значение на фоне ухудшающейся макростатистики и снижающихся прибылей американских корпораций никак не назовёшь.

Комментарии