В США 5 ноября прошли президентские выборы, одновременно должна полностью обновиться Палата представителей и на треть – Сенат.
На данный момент результаты подсчета голосов на президентских выборах все более уверенно указывают на вероятную победу республиканца Трампа (по оценке NY Times, вероятность его победы оценивается выше 95%, а Fox News сообщает, что Трамп уже обеспечил себе более 270 голосов выборщиков, необходимых для победы). Сам Трамп уже объявил о своей победе, назвав себя 47-м президентом США. Оба кандидата, Трамп и Харрис, подошли к выборам с очень близкими шансами на победу (согласно опросам). Однако считается, что ключевое значение для победы будут иметь результаты в так называемых 7 «колеблющихся штатах». Из них Трамп уже победил в Северной Каролине и, скорее всего, в Джорджии и Пенсильвании. По данным NYT, сейчас ему для полной победы необходим еще только один штат. По состоянию на 13:40 мск, Трамп набирает 277 голосов, а Харрис 224.
Как известно, итоги президентских выборов определяются не общенациональным голосованием, а голосованием выборщиков, победителю необходимо набрать более 270 голосов. Официальные результаты должна объявить коллегия выборщиков 17 декабря. А 20 января должна состояться инаугурация избранного президента.
Республиканцам удалось получить преимущество в Сенате (51%), до сих пор им принадлежало 49%, и верхняя палата Конгресса фактически контролировалась демократами. В голосовании в Палату представителей пока никто не набрал необходимые 218 мест, но на этот час республиканцы опережают демократов в соотношении 195 к 174. В случае, если Трамп будет избран президентом, и одновременно республиканцы сохранят контроль над Палатой представителей и вернут его в Сенате, то президент получит мощный рычаг для реализации своих предвыборных инициатив.
С точки зрения экономики, победа Трампа может означать
- Продление налоговых льгот, принятых в его первый срок законом 2017 года, срок действия которых истекает в конце 2025 года (в частности, затрагивающих налоги на доходы физических лиц) и дальнейшее снижение ставки корпоративного налога на прибыль с 21% до 15% для компаний, производящих продукцию внутри страны; отмену двойного налогообложения и налога на чаевые.
- Повышение тарифов до 10-20% для всего импорта, до 60% и выше для импорта из Китая и до 100% для импорта из стран, отказывающихся в международных расчетах от доллара.
- Поощрение увеличения добычи нефти и малой ядерной энергетики одновременно со сворачиванием части климатических инициатив, принятых администрацией Байдена.
- Жесткая антииммиграционная политика, пресечение нелегального пересечения границы из Мексики, ограничение предоставления убежища в США и массовая депортация нелегальных иммигрантов.
- Вероятные попытки влияния на решения ФРС по денежно-кредитной политике.
По оценке большинства западных экспертов, последствия этих мер будут носить проинфляционный характер (повышение тарифов, ответные меры других стран в рамках тарифных войн, ограничение рабочей силы, более мягкая фискальная политика) и способствовать более существенному расширению бюджетных дефицитов, чем это было бы при победе Харрис. Так, некоммерческая организация Комитет по ответственному федеральному бюджету прогнозировала, что программа Трампа приведет к дополнительному увеличению госдолга на $7,5 трлн, а программа Харрис вдвое меньше – всего лишь на $3,5 трлн. Если ФРС сумеет противостоять политическому давлению и в экономике не случится кризиса, скорее всего, ей придется более сдержанно смягчать ДКП, чтобы компенсировать влияние проинфляционной фискальной, тарифной и иммиграционной политики.
С точки зрения финансовых рынков, ожидаемые экономические последствия победы Трампа начали отыгрываться еще до выборов и получили продолжение сегодня утром. Прежде всего, это рост доходности долгосрочных трежерис (доходность 10-летних гособлигаций превысила 4,4% и находится на максимуме за 4 месяца), укрепление индекса доллара DXY к 105 максимум с июля), рост стоимости биткоина.
Фьючерсы на американские фондовые индексы уверенно растут, в частности, отыгрывая неожиданно быстрое прояснение перспектив выборов (опасения были связаны с длительным периодом неопределенности, непризнания Трампом результатов в случае поражения и даже угроз повторения событий 6 января 2021 года).
Впрочем, пока официальных результатов нет, и Харрис на данный момент не выступала с заявлением о признании своего поражения. Для долгового рынка победа Трампа может означать рост инфляционной премии в доходности долгосрочных гособлигаций и более крутую кривую доходности. Экономическая политика Трампа может способствовать более крепкому доллару (за счет ограничивающего влияния на импорт протекционистских тарифов и более высоких доходностей долгосрочных гособлигаций). Более высокие инфляционные ожидания могут способствовать и интересу к золоту.
Потенциальные бенефициары – американские производители, выигрывающие от искусственного поддержания их конкурентоспособности с внешними производителями за счет импортных тарифов (например, производство стали), компании нефтегазового и финансового сектора, в перспективе же более быстрое наращивание добычи нефти американскими компаниями может способствовать снижению мировых цен на нефть.
Среди проигравших могут оказаться компании возобновляемой энергетики, экспорт Китая и Европы. Европейская промышленность и так находится в очень сложной ситуации в результате удорожания энергоресурсов и конкуренции с США и Китаем, где проводится более стимулирующая индустриальная политика. Что касается Китая, то, в эти дни, на сессии Всекитайского собрания народных представителей, по данным Reuters, может быть принят серьезный пакет мер по стимулированию экономики, включающий дополнительный госдолг на сумму более 10 трлн юаней ($1,4 трлн). Предполагалось, что бюджетный пакет будет еще больше увеличен, если Дональд Трамп победит на президентских выборах 5 ноября.
Во внешней политике Трамп ранее заявлял, что мог бы завершить военный конфликт России и Украины «за один день», причем еще до своей инаугурации. Хотя Трамп не уточняет своей позиции, можно предположить, что она близка к позиции его кандидата в вице-президенты Вэнса. Он высказывался за дипломатическое урегулирование конфликта и его заморозку. В ближневосточном конфликте Трамп высказывался в поддержку Израиля и, по данным СМИ, Иран опасается второго президентства Трампа.
Что касается позиции по отношению к союзникам по НАТО, Трамп не раз говорил, что заставит союзников «платить» США за военную защиту (это относилось и к союзникам по НАТО, и к Тайваню). Вероятно, этот механизм предполагает, что военная промышленность США будет загружена заказами, но нагрузка по их финансированию должна быть частично смещена с американского бюджета на бюджеты стран-союзников.
В условиях все более острой геополитической ситуации в различных регионах мира, можно ожидать, что американский ВПК должен был бы выиграть в случае победы любого из кандидатов – при этом в случае победы Трампа, нагрузка по его финансированию в большей мере сместится с американского бюджета на бюджеты стран-союзников.
Для России президентские выборы в США важны с точки зрения перспектив урегулирования геополитического конфликта с Украиной и Западом и санкционных проблем. После президентских выборов 2016 года многие в России восприняли победу Трампа весьма оптимистично, надеясь на улучшение отношений между Россией и США.
Однако в итоге ожидания оказались слишком завышенными, а надежды в основном не оправдались – даже имея очень сильные полномочия, президент США не определяет внешнюю политику единолично, и именно при Трампе Америка ввела большинство санкций в отношении России. Первая реакция российского рынка была позитивна и сейчас, хотя отношения между нашими странами настолько ухудшились, что трудно надеяться на разворот, кто бы ни пришел к власти в результате президентских выборов в США. В случае победы Харрис можно было бы ожидать продолжения жесткой, но осторожной и предсказуемой линии Байдена на поддержку Украины и противостояние с Россией.
Трамп при всей внешней привлекательности его заявлений о намерении быстро завершить конфликт России и Украины, более склонен к импровизациям, «сделкам», шантажу. С таким подходом можно допустить, что он может как ускорить завершение конфликта России и Украины, так и усилить эскалацию в отношениях России и Запада, но пока более вероятна попытка «договориться» с Россией, т.к. основной интерес Трампа обращен на Китай. В случае успеха, завершение или заморозка военного конфликта и хотя бы частичная отмена санкций могли бы позитивно отразиться на российской экономике, ослабив дисбаланс спроса и предложения, который тормозит развитие и поддерживает высокую инфляцию и заградительный уровень процентных ставок.
Однако пока это можно рассматривать лишь как оптимистичный сценарий, и в любом случае вряд ли какие-либо изменения произойдут до официального подведения итогов выборов и инаугурации нового президента. К тому же стоит учитывать, что даже в случае поддержки Трампа со стороны республиканцев в Палате представителей и Сенате, добиться снятия антироссийских санкций, введенных на законодательном уровне, может быть непросто (пример – длительные проблемы с отменой поправки Джексона-Вэника).
Комментарии